В секторе каучуков неожиданно быстро восстановились цены, но будут ли они устойчивыми, задается вопросом аналитик RUPEC Александр Собко.
Связанный с пандемией кризис ударил по большинству секторов экономики. Но в нефтехимической промышленности влияние кризиса после первого шока было разнонаправленным. Рост спроса на упаковку, одноразовую посуду поддержал спрос на многие артикулы полиэтилена и полистирола, кратно повысились продажи средств защиты, состоящие из полимерной продукции. Конечно, в некоторых секторах вместе со смежными секторами случились просадки, например, в секторе полипропилена, используемого в строительстве.
Но наиболее пострадавшим сегментом оказались производители шин и, соответственно, каучуков. При том, что и 2019 г. был не самым простым для сектора, когда глобальный спрос на автомобили снизился на 5%. Но даже во время экономических кризисов, когда продажи автотранспорта снижаются, весь действующий парк в любом случае эксплуатируется, в результате плановая замена шин сглаживает провалы спроса. Но вызванные пандемией локдауны ударили по всему сегменту перевозок в целом, ведь меньше передвижения – меньше и износа. В результате весной картина для сектора выглядела достаточно апокалиптично.
Цены на бутадиен (один из мономеров для производства некоторых видов синтетического каучука) в апреле-мае в Европе приближались практически к нулевым отметкам. Неудивительно на этом фоне, что, по данным Argus, в пик кризиса в апреле 2020 г. переизбыток бутадиена в Европе был столь сильным, что производители предпочитали не выделять фракцию С4, а отправляли ее обратно в пиролиз. Добавим сюда и крайне низкие цены на саму нефть.
Цены на каучуки проседали не столь сильно. Отчасти потому, что их можно складировать, отчасти и потому, что говорить “все остановилось” тоже нельзя. Максимальная просадка в апреле по спросу на нефть оценивается в районе 20-25%, эти цифры хорошо коррелируют и с просадкой в продажах шинной продукции. Даже на европейском рынке в два самых сложных месяца, апрель-май, продажи шин для легковых автомобилей падали на 23-24%, а по итогам трех кварталов снижение составило 14%. Тем не менее, в пик кризиса крупнейшие шинные производства останавливались.
Российские производители каучуков и шин также почувствовали непростую ситуацию. Как и в нефтянке, удар оказался двойной – и по ценам, и по объемам реализации продукции. За девять месяцев “Нижнекамскнефтехим” (“НКНХ”) – крупнейший в стране производитель каучуков – сократил объем реализации на 18%. Любопытный индикатор: в июне вскоре после пика кризиса в то время вице-премьер по ТЭК Юрий Борисов предлагал для поддержки компаний рассмотреть возможность закупки синтетических каучуков в стратегический резерв. О развитии этой инициативы не сообщалось.
Так или иначе, даже в первой половине осени были популярны рассуждения о длительном и затяжном кризиса в секторе, связанном с каучуками и шинами. Тем не менее, вскоре цены на рынке каучуков восстановились на удивление быстро. Уже во второй половине октября рост цен до годовых максимумов был зафиксирован в Китае как на бутадиен, так и на каучуки. Связывался он как с ростом спроса, так и с ограничением предложения из-за внеплановых остановок ряда производств.
Цены, по информации агентства Platts, сейчас находятся на многомесячных максимумах. Бутадиен уже стоит дороже, чем в “докоронавирусные” месяцы, а будадиен-стирольный каучук (ESBR 1502), широко применяющийся в том числе и в производстве шин, стоит дороже, чем полтора года назад.
Выросли до докризисных уровней цены и на натуральный каучук. Его искусственно получаемым аналогом является изопреновый каучук, а цены на природный каучук являются одним из маркеров для определения цен на синтетический продукт. Это также приводит к колебаниям цен банально из-за фактора урожайности. В 2020 г., как ожидается, урожай природного каучука снизится почти на 7% (до 13,1 млн. т), что также поддержит цены. Производство природного каучука за первые восемь месяцев года упало на 8,7%, но и потребление снизилось на 11,7%. Снижение производства ожидается и в начале 2021 г.
Конечно, свою роль в росте цен сыграло повышение нефтяных котировок. Но улучшается и ситуация на рынке со стороны спроса. По данным “Росстата”, хотя за январь-октябрь производство шин в РФ упало на 14% (год к году), то в октябре уже мы видим рост на 4-5% (и к предыдущему месяцу, и год к году). А тот же НКНХ в IV квартале ожидает восстановления объемов реализации и производства каучуков до уровня января-февраля 2020 г.
В России ежегодно производится примерно 1,3 млн. т каучуков, около 70% из них экспортируются. Среди производителей основной вклад вносит “Нижнекамскнефтехим” (входит в “ТАИФ”), на который приходится половина или больше половины рынка. В свою очередь для самого НКНХ, несмотря на широкий спектр выпускаемой продукции, каучуки и самый крупный источник доходов, по итогам 2019 г. на синтетические каучуки пришлись 42% выручки. Наконец, и на глобальном рынке влияние НКНХ велико: на него приходятся 44% от всего производства изопренового каучука, а также 17,5% от глобального производства бутиловых каучуков и 5,3% бутадиенового каучука.
Далее по объему выпуска среди российских производителей следуют “СИБУР” (предприятия “Воронежсинтезкаучук” и “Красноярский завод синтетического каучука”), “Татнетфть” (“Тольяттикаучук”), “ТАУ Нефтехим”, “Титан” (“Омский каучук”), “Роснефть” (“Уфаоргсинтез”) и некоторые другие производства.
На шинном рынке лидером является “Нижнекамскшина”, как минимум каждая пятая шина в стране произведена на этом предприятии, которое входит в группу компаний “Татнефть”. На втором и третьем месте с заметной долей рынка Nokian и “Кордиант”. Далее идут Mishelin, Pirelli и Yokohama, а на остальных производителей с небольшой долей пришлись оставшиеся 38% продукции.
Эта краткая справка об участниках российского рынка полезна при обсуждении относительно недавней смены собственника одного из крупных предприятий сектора.
Логично предположить, что крупнейший производитель “Нижнекамскшина” (т. е. “Татнефть”) будет получать сырье у крупнейшего производителя каучуков, НКНХ, тем более, что и находятся они рядом. До определенного времени так и было. Однако стороны регулярно спорили по цене отпускаемого каучука, а в начале 2019 г. конфликт между компаниями разгорелся вновь. Не исключено, что именно из-за ограничений поставок сырья объем производства у шинников в первом квартале 2019 г.а заметно упал. Ситуация с ценовыми спорами и угрозой прекращения поставок в случае отсутствия договоренностей перестала устраивать “Татнефть”, которая в результате решила пойти по пути вертикальной интеграции и найти собственный источник каучуков. Осенью того же года “Татнефть” приобрела почти за 13 млрд. руб. у компании “СИБУР” “Тольяттикаучук” (тогда – “СИБУР-Тольятти”) и связанный с предприятием индустриальный парк “Тольяттисинтез”. И уже в первом квартале 2020 г. “Нижнекамскшина” на 45% увеличила производство (по сравнению с I кварталом 2020 г.). С этими изменениями связывают и падение закупок бутан-бутадиеновой фракции со стороны НКНХ (на 47% в 1 квартале) на фоне наращивания закупок со стороны компании “Тольяттикаучук”. Понятно, что дальше уже в полной мере вмешался фактор пандемии и цифры сравнивать не имеет смысла.
Произошедшие изменения лишь закрепили долгосрочное видение компаниями путей развития. “Татнефть” намерена укреплять свой шинный бизнес и получила независимый доступ к сырью. Любопытно, что осенью “Татнефть” подписала соглашение с ГК “Аллюр” по созданию СП для производства шин в Казахстане (3 млн. легковых и легкогрузовых шин, 0,5 млн. грузовых). А в конце ноября “Татнефть” и “КазМунайГаз” обсудили планы сотрудничества, где “Татнефть” проявила заинтересованность в проектах в Атырауской области, “в том числе в производстве бутадиена и его деривативов”.
В свою очередь “СИБУР” с продажей завода уменьшил свой сегмент каучуков более чем на треть. Компания в большей степени заинтересована сектором термопластов и не рассматривает каучуки как свое стратегическое направление. А еще в далеком 2012 г. “СИБУР” продал свой шинный бизнес, компанию “Кордиант” (тогда “СИБУР – русские шины”), на момент продажи на нее приходилось около 15% поставок российского рынка.
Сектор каучуков у “СИБУРа” остается внушительным, он по прежнему занимает второе место среди российских производителей. Кроме того, у компании есть совместное предприятие с Reliance по производству бутилкаучука в Индии. А в Китае “СИБУР” совместно с Sinopec готовит проект по производству бутадиен-нитрильного каучука, применяющегося за пределами шинного сегмента. Для “СИБУРа” прошлогодняя сделка оказалась проведена весьма вовремя. Начавшийся спустя несколько месяцев кризис в секторе мог бы затянуть подписание договоренностей. И “Нижнекамскшине” договориться с “Нижнекамскнефтехимом” о поставках сырья в условиях снижения спроса было бы намного проще.
Но сейчас цены на рынке на удивление быстро восстановились. Хотя отчетность компаний за текущий год (возможно, и за четвертый квартал) будут в полной мере отражать проблемы, связанные с пандемией. Что дальше? Текущий рост цен на продукцию сектора выше “доковидных” значений на фоне недавних серьезных проблем со спросом выглядит несколько неожиданным. Вопрос в том, окажется ли практически полное восстановление спроса на продукцию сектора устойчивым или же здесь мы видим, к примеру, временный фактор реализации отложенного спроса. Разумеется, многое будет зависеть и от ситуации во всей мировой экономике. Растет спрос и в несвязанных с шинами секторах, в частности, в секторе АБС-пластиков (на них приходится 12% спроса на бутадиен), используемый не только в сегменте автомобилей, но и в секторе электроники и бытовой техники.
Сторону предложения прогнозировать проще и здесь можно ожидать ослабления дефицита на рынке: заработают внепланово остановившиеся производства, а с ростом цен на бутадиены пиролизные установки перенастраиваются на выпуск этой фракции. Кроме того, в Китае и других странах АТР в первом квартале 2021 г. ожидается пуск сразу нескольких новых производств бутадиена общей мощностью 405 тыс. т в год. (Rcc/Химия Украины и мира)