В проект долгосрочной программы развития производства сжиженного природного газа (СПГ) в России до 2035 г., которая в конце января обсуждалась на совещании у вице-премьера Александра Новака, включены три проекта, которые может реализовать “Роснефть”, с суммарным максимальным объемом производства 95 млн. т СПГ в год. Об этом рассказали два источника, близких к правительству.
По их словам, речь идет о следующих возможных проектах: двух очередях завода “Дальневосточный СПГ” на 15 млн. т СПГ, который “Роснефть” собирается строить совместно с американской Exxon на базе проекта “Сахалин-1”, “Таймыр СПГ” (35-50 млн. т) в рамках нового мегапроекта “Восток Ойл” в Красноярском крае и “Кара СПГ” (еще 30 млн. т) на шельфе Карского моря.
Представители “Роснефти” и Новака отказались от комментариев. РБК направил запрос в пресс-службу Минэнерго.
Первая очередь “Дальневосточного СПГ” на 6,2 млн. т СПГ и “Таймыр СПГ” отнесены к вероятным проектам наряду с “Обским СПГ” на 5-6 млн. т, пуск которого “НОВАТЭК” перенес на 2025 г., и “Якутским СПГ” (15 млн. т), первую очередь которого “А-Проперти” Альберта Авдоляна планирует пустить также в 2025 г. Расширение “Дальневосточного СПГ” до 15 млн. т и “Кара СПГ” содержатся в списке “возможных” проектов.
По данным Росстата, в 2020 г. производство сжиженного природного газа в России выросло на 3,5% до 30,5 млн. т. Проект долгосрочной программы предполагает увеличение совокупной мощности крупнейших СПГ-проектов до 270-287 млн. т, из них на вероятные проекты приходятся 94-110 млн. т, на возможные – еще 70 млн. т СПГ в год. Остальные объемы приходятся на проекты из категории строящихся и потенциальных.
На прошлой неделе пресс-служба правительства сообщила, что в проект этой долгосрочной программы включено строительство более десяти заводов, которые находятся “в различной степени проработки”. Новак тогда отмечал, что реализация новых СПГ-проектов обеспечит около $150 млрд. (11,5 трлн. руб.) дополнительных инвестиций в российскую экономику к 2030 г. По его словам, реализация потенциальных проектов позволит к 2035 г. почти в три раза увеличить объем производства СПГ и дополнительно добыть и монетизировать 2,5 трлн. куб. м газа до 2040 г.
Что известно про новые СПГ-проекты. Сейчас в России работают два крупных СПГ-завода – “Сахалин-2” (объем производства – 11,6 млн. т СПГ в 2020 г.), подконтрольный “Газпрому”, и “Ямал СПГ” “НОВАТЭКа” (проектная мощность – 16,5 млн. т).
Главный исполнительный директор “Роснефти” Игорь Сечин в сентябре 2019 г. заявил, что акционеры проекта “Сахалин-1” приняли решение о строительстве СПГ-завода мощностью 6,2 млн. т в Де-Кастри в Хабаровском крае (первая очередь “Дальневосточного СПГ”). “Благодаря географической близости двух стран его продукция будет востребована и в Японии”, – сказал тогда он.
Позже президент Exxon Neftegas (“дочка” Exxon, оператор проекта “Сахалин-1”) Шелли Бир сказала, что пуск этого завода запланирован на 2027 г. Но она уточнила, что на итоговые сроки могут повлиять различные факторы, в том числе согласования регуляторов и “тенденции на рынке СПГ”. Представитель Exxon в России Ольга Шишкина 2 февраля отказалась комментировать возможность расширения завода.
В случае строительства и пуска этого завода он станет первым СПГ-проектом российской госкомпании.
О том, что в рамках нового мегапроекта “Восток Ойл” “Роснефть” может начать производство СПГ, говорилось в отчете JPMorgan от 27 ноября 2020 г. Аналитики инвестбанка указывали, что ресурсы “Восток Ойла” (оцениваются в 6 млрд. т) позволяют производить не только 100 млн. т нефти (об этом Сечин говорил на встрече с президентом Владимиром Путиным), но и 35-50 млн. т СПГ в год к 2035 г. “В этом случае проект станет флагманским не только в России, но и крупнейшим в мире по производству нефти и газа”, – говорится в отчете.
Про “Кара СПГ”, на котором “Роснефть” может производить еще 30 млн. т СПГ, раньше не сообщалось. В декабре прошлого года компания сообщила, что по итогам поисково-оценочного бурения Государственная комиссия по запасам поставила на учет запасы лицензионного участка Восточно-Приновоземельский-2 в Карском море – 514 млрд. куб. м газа и 53 млн. т конденсата. “По действующей классификации запасов оно относится к категории уникальных. Месторождению, открытому в год празднования 75-летия Победы, присвоено имя великого полководца маршала Рокоссовского”, – говорилось в пресс-релизе “Роснефти”.
Бурение в Карском море велось в рамках комплексной программы “Роснефти” по освоению нефтегазового потенциала этого региона, стартовавшей в 2014 г. Эта программа позволила сформировать новый нефтегазовый кластер, включающий три открытых месторождения с суммарным объемом оцененных запасов более 1,7 трлн. куб. м газа и около 200 млн. т нефти и конденсата, отмечала пресс-служба компании. “Кара СПГ” – очень сложный проект из-за необходимости вести добычу на шельфе, в очень неблагоприятных климатических условиях. При этом ресурсы газа здесь просто огромные”, – замечает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков.
Сколько инвестиций может понадобиться для трех СПГ-проектов. СПГ-проекты “Роснефти” очень амбициозные, особенно на Таймыре и в Карском море; вероятно, их реализация потребовала бы дополнительной геологоразведки и увеличения запасов, отмечает старший директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам агентства Fitch Дмитрий Маринченко. По его оценкам, общая стоимость трех проектов могла бы составить не менее $100 млрд. При этом в 2020 г. капитальная программа “Роснефти” оценивалась примерно в $11 млрд., напоминает он.
Аналитик Vygon Consulting Иван Тимонин считает, что инвестиции в три СПГ-проекта могут составить от $67 млрд. до $141 млрд. Исходя из российской и мировой практики строительства аналогичных производств стоимость Дальневосточного СПГ в случае увеличения его мощности до 15 млн. т может составить $13-22 млрд., завода на базе “Восток Ойла” – от $27 млрд. до $74 млрд. в зависимости от конфигурации и особенностей проекта, “Кара СПГ” – от $27 млрд. до $45 млрд., добавляет он.
Например, “НОВАТЭК” уже начал строительство второго СПГ-завода в Ямало-Ненецком автономном округе – “Арктик СПГ-2” мощностью 19,8 млн. т в год и стоимостью $20-21 млрд. При этом стратегия “НОВАТЭКа” до 2030 г. предполагает производство не менее 57-70 млн. т СПГ ежегодно, что на 26-40% меньше максимального уровня производства трех вероятных и возможных проектов “Роснефти”, указанных в государственной стратегии развития СПГ.
Такие большие проекты, как правило, всегда реализуются с партнерами и с привлечением проектного финансирования, замечает Маринченко. В конце 2020 г. “Роснефть” привлекла первого партнера в “Восток Ойл” – трейдера Trafigura, который приобрел 10% более чем за EUR7 млрд.
Реализация всех трех СПГ-проектов сделала бы Россию одним из крупнейших производителей СПГ в мире, “большая тройка” (Катар, Австралия и США) превратилась бы в “большую четверку”, заключает эксперт из Fitch. Даже в кризисный для глобальной экономики 2020 г. потребление СПГ не сократилось и составило около 355 млн. т. По прогнозу Vygon Consulting, спрос на сжиженный газ продолжит расти со среднегодовым темпом 4% и к 2030 г. составит 527 млн. т. “Это оставляет значительный потенциал для новых проектов: если к 2030 г. будут работать только действующие и находящиеся на сегодняшний день на стадии строительства заводы, объем мирового производства составит лишь 428 млн. т”, – отмечает Тимонин.
Представитель “НОВАТЭКа” не стал комментировать планы “Роснефти” на СПГ-рынке. (Rcc/Химия Украины и мира)