Кабинет министров Украины отсрочил вступление в силу Технического регламента по качеству сжиженного газа для автомобильного транспорта, коммунально-бытового потребления и промышленного назначения (ТР) до мая 2021 г. И хотя зима как период пониженного спроса на сжиженный газ лучшее время для преобразований, перенос был необходим: в стране так и не появилось ни одного органа оценки соответствия (ООС). А без них внедрение технического регулирования невозможно.
Что же это за соответствие и как проходит его определение? Примерно так: владелец ресурса направляет заявку в ООС; ООС анализирует предоставленные документы и определяет возможность проведения оценки соответствия согласно заявки; специалист ООС выезжает на отбор проб; пробы доставляются в лабораторию, где проводятся их испытания; в случае успешных результатов испытаний выдается сертификат соответствия.
В зависимости от географических исходных процесс займет 1-3 дня. Немало. А учитывая, что органов соответствия на первых порах будет очень немного, очень долго. Большая ответственность в этой ситуации лежит на Национальном агентстве по аккредитации Украины (именно этот орган проводит аккредитацию ООС и лабораторий). Если процесс рассмотрения кандидатов на ООС не ускорится, то до мая 2021 г. “воз” останется там же.
Особенно много опасений звучит относительно вероятных простоев на границе из-за невозможности оценки соответствия или ее длительных сроков. Это действительно очень опасный момент. С одной стороны, сертификата соответствия нет в перечне обязательных документов для таможенной очистки. Да и код ТН ВЭД определяется в соотношении пропана и бутана в смеси, а не по качественным параметрам. Поэтому у таможни вопросов быть не должно.
С другой стороны, таможенные органы как часть механизма рыночного надзора могут уведомить о невозможности определить соответствие партии требованиям ТР Госэкоинспекцию, и та уже может устроить простои. То есть все зависит от трактовки законодательства и настроения госорганов.
Из-за вероятных задержек на первом этапе в очень выгодной позиции оказываются ГНС с оформленной зоной таможенного контроля и лабораторией на территории или в ближайшей доступности. Это даст возможность оперативно проводить отбор проб для проведения оценки соответствия, контроля качества партии, паспортизации.
В дальнейшем для большинства поставок оценка проводится как для продукции, которая производится серийно. Более того. Этим можно было бы заниматься уже сейчас – были бы ООС. Почему их нет – трудный вопрос. Безусловно, налицо нерасторопность государственной системы. Тем не менее, у нас как всегда: пока не припечет, никто не зашевелится. Кто-то готовился и инвестировал в инфраструктуру и лаборатории, кто-то понадеялся на очередной бессрочный перенос техрегламента. Одни уже почти полностью готовы к внедрению рыночного надзора, другие – торопятся и стараются наверстать упущенное. А другого варианта и нет, если мы хотим, чтобы на государственном уровне работала система контроля качества топлив. Не запятых в документах, а именно качества. (Валентина Кравчук, директор ООО “Центр качества продукции “Карат”, enkorr.ua/Химия Украины и мира)