Высокие налоги на нефтепродукты в Индии привели к снижению спроса на дизельное топливо в феврале. Существуют опасения, что высокие цены на моторное топливо разгонят инфляцию и замедлят восстановление экономики Индии после пандемии коронавируса. Правительство страны прогнозирует ускорение темпов спроса на нефтепродукты в 2021-2022 финансовом году.
Сокращение продаж дизельного топлива. В начале 2021 г. на внутреннем рынке Индии спрос на основные виды нефтепродуктов – прежде всего на моторное топливо – практически восстановился после падения во время пандемии коронавируса. Однако из-за повышения налогов цены на моторное топливо подскочили до рекордного уровня, что привело к падению спроса на нефтепродукты в прошлом месяце.
Продажи дизельного топлива в феврале 2021 г. упали до 1,55 млн. барр./сут по сравнению с 1,64 млн. барр./сут. годом ранее. Спрос на этот вид моторного топлива является одним из основных индикаторов состояния индийской экономики. На дизельное топливо приходится около 40% всех потребляемых в стране нефтепродуктов.
Потребление бензина в прошлом месяце выросло до 670 тыс. барр./сут. против 660 тыс. барр./сут. в феврале 2020 г.
В прошлом месяце спрос на авиационный керосин оставался на низком уровне из-за установленных правительством ограничений на перелеты внутри страны и за рубеж. Потребление авиационного керосина снизилось на 38% в годовом исчислении – до 109 тыс. барр./сут.
Потребление СУГ – пропан-бутановой смеси, которая может использоваться для бытовых нужд и как моторное топливо – выросло на 7,6% в годовом исчислении, составив 2,26 млн. т. Правительство субсидирует покупки СУГ наиболее бедными слоями населения.
Данные о продажах топлива в феврале являются предварительными, поскольку получены от государственных вертикально интегрированных нефтяных компаний, которые контролируют около 90% внутреннего рынка нефтепродуктов.
Отчасти сокращение продаж объясняется коротким февралем – в прошлом месяце были 28, а не 29 дней как в 2020 г., который был високосный. Однако руководители государственных нефтеперерабатывающих компаний уверены, что основной причиной падения спроса является повышение налогов, которое привело к подорожанию всех видов нефтепродуктов. Цены на бензин и дизель повысились примерно на 9 рупий/л в течение последних трех месяцев только из-за увеличения налоговой нагрузки. В некоторых штатах Индии стоимость бензина в феврале превысила 100 рупий/л ($1,4/л), дизеля – 74 рупии/л (более $1/л).
Подорожание моторного топлива вызывает обеспокоенность в Резервном банке и в Министерстве финансов Индии, поскольку это может разогнать инфляцию и оказать негативное влияние на экономику, которая еще не успела полностью восстановиться после пандемии.
Цены на нефтепродукты в Индии растут также из-за подорожания нефти на международном рынке, которое наблюдается в течение последних трех месяцев. Сокращение добычи странами ОПЕК+, программы стимулирования экономики, набирающая обороты вакцинация населения и восстановление экономики – все эти факторы способствовали восстановлению цен на нефть, которые упали ниже $20/барр. в апреле прошлого года.
Налоговое бремя. В прошлом году индийское правительство после обвального падения цен существенно повысило налоги на нефтепродукты. Ожидалось, что повышение налогов будет временным, но Нью-Дели не торопится их снижать. Федеральные налоги и налоги штатов составляют около 60% от розничной цены моторного топлива. Если центральное правительство не планирует снижать налоги, то власти на местах уже начали это делать.
В 2020 г. из-за пандемии коронавируса спрос на все виды топлива в Индии снизился на 11% относительно предыдущего года. Спрос на дизельное топливо обвалился на рекордные 15% до 1,47 млн. барр./сут. Потребление бензина сократилось на 10%, составив 630 тыс. барр./сут.
Несмотря на тревожную статистику февраля, индийское правительство прогнозирует рост спроса на нефтепродукты в 2021-2022 финансовом году. С апреля 2021 г. по март 2022 г. спрос вырастет на 9,1% – самый высокий показатель за последние шесть лет. Потребление всех видов топлива в стране в 2021-2022 финансовом году может достигнуть 215,24 млн. т по сравнению с 195,4 млн. т в предыдущем году.
Ожидается, что продажи дизельного топлива и бензина, на которые приходится более половины всех выпускаемых индийскими НПЗ нефтепродуктов, вырастут на 13,5%.
По мере отмены ограничений на передвижение и возобновление деловой активности продажи авиационного керосина в апреле 2021 г. – марте 2022 г. достигнут 6,45 млн. т – на 74,2% больше, чем в текущем финансовом году. Продажи СУГ увеличатся на 4,8% до 29 млн. т. Потребление нефтепродуктов является определяющим фактором спроса на нефть в Индии.
Согласно прогнозу Международного энергетического агентства (МЭА), Индия будет лидером по темпам роста спроса на энергоносители, прежде всего на нефть, в ближайшие два десятилетия. К 2040 г. зависимость страны от импорта нефти превысит 90%. По оценкам МЭА, сейчас этот показатель составляет 75%. Однако индийские эксперты считают, что в конце прошлого года зависимость страны от импорта нефти достигла 85%. По расчетам МЭА, к 2040 г. Индия только за поставки нефти будет ежегодно платить $250 млрд.
Рост мощностей и сотрудничество с Россией. Индия намерена увеличить мощности по переработке нефти с 250 млн. т/г (5 млн. барр./сут.) до 450-500 млн. т/г (9-10 млн. барр./сут.) в течение десяти лет. Министр нефтегазовой промышленности Индии Дхармендра Прадхана сказал в середине прошлого года, что увеличение мощности индийских НПЗ необходимо для удовлетворения растущих потребностей страны и для экспорта нефтепродуктов в другие страны. Увеличение мощности НПЗ будет происходить за счет расширения существующих заводов и строительства новых.
В октябре 2016 г. “Роснефть” совместно с партнерами – швейцарским трейдером Trafigura и российской инвестиционной группой UCP – приобрели НПЗ в городе Вадинар мощностью 10 млн. т/год у индийской компании Essar. После завершения сделки руководство “Роснефти” сообщило о планах увеличения мощности НПЗ вдвое до 20 млн. т/год (400 тыс. барр./сут.). Однако реализации проекта расширения помешала пандемия коронавируса. “Роснефть” и ее партнеры контролируют 4% всех нефтеперерабатывающих мощностей Индии.
2 марта в Москве был открыт Индийский энергетический офис (ИЭО) с целью развития сотрудничества в области энергетики между Индией и Россией. Офис будет представлять интересы пяти компаний – Oil India, ONGC Videsh, GAIL, Indian Oil Corporation и Engineers India. По сообщениям из Нью-Дели, между двумя странами ведутся переговоры с целью заключения долгосрочных соглашений о поставках нефти и других энергоносителей из России в Индию. (Rcc/Химия Украины и мира)