Фальсификат и налоговые схемы в сфере подакцизных товаров были всегда. Не знаю, что происходит со спиртом и табаком (точнее знаю, там все плохо, но не знаю насколько), точно могу сказать о рынке нефтепродуктов – здесь точно все плохо.
Недавно мы получили предварительную статистику за 2020 г. и провели исследование с целью определения доли нелегального топлива на рынке и потерь государственного бюджета. Результаты таковы: в 2020 г. потери госказны составили около 19 млрд. грн., если правительство не начнет действовать, то в 2021 г. потеряет более 20 млрд. грн.
Куда утекают деньги и как заткнуть эти дыры? Наибольшая доля неуплаченных налогов приходится на оптимизацию НДС и налога на прибыль – более 15 млрд. грн. Это фиктивное потребление топлива, когда через фиктивные фирмы предприятия реального сектора экономики завышают затраты на топливо и тем самым не только снижают прибыль, но и формируют налоговый кредит.
По нашим оценкам, более 20% всех нефтепродуктов в Украине потребляется дважды: по документам для оптимизации налогов и физически, когда горючее реализуют за наличные мимо кассы. Недавно на эту схему на примере, казалось бы, обычного чека с заправки БРСМ отлично расписал глава налогово-таможенного парламентского комитета Даниил Гетманцев.
Вторым по величине источником потерь госбюджета является нелегальное производство нефтепродуктов. По нашим наблюдениям, с разной интенсивностью в Украине работает более 30 объектов малой нефтепереработки, выпустивших в 2020 г. около 470 тыс. т нефтепродуктов. В чем схема? По документам они выпускают разнообразную нефтехимическую продукцию, не облагаемую акцизным сбором, тогда как на самом деле это низкокачественные бензины и дизтопливо стандартов Евро-2 и Евро-3, которые должны облагаться акцизом. И сумма этого акциза в 2020 г. должна была составить 3,8 млрд. грн. Но казна получила 0 (ноль).
Далее. Активно работают “бодяжники” на нефтебазах. В 2020-2021 гг. фиксируем увеличение поставок импортных безакцизных растворителей (это по документам), являющихся на деле смесями октаноповышающих компонентов, которые завозятся на мини-НПЗ и нефтебазы. Только за январь-февраль этого года потери бюджета на этих поставках составили 180 млн. грн. В 2020 г. потери госказны составили около 19 млрд. грн., и если правительство не начнет действовать, то в 2021 г. потеряет более 20 млрд. грн.
Думаете, в вышеописанном замесе участвуют какие-то непонятные структуры? Не только. В операциях с продукцией мини-НПЗ и растворителями замечены операторы таких сетей, как “БРСМ-Нафта”, Мotto, SunOil и другие. Явные признаки системных налоговых злоупотреблений наблюдаются на 2800 АЗС, что составляет 40% от общего количества станций в стране.
Что с этим всем делать? Начнем с мини-НПЗ. Необходим усиленный контроль за использованием нефтяного сырья и мониторинг производства и по количеству, и по качеству.
Правительство также должно создать постоянно действующую систему сравнения налоговой нагрузки на розничных операторов рынка. По имеющимся данным, Минфин и Минэкономики уже имеют на руках такой срез и видят, что уплата НДС и налога на прибыль как минимум в первой десятке топливных ритейлеров рознится в разы.
Также необходимо реанимировать систему государственного контроля качества нефтепродуктов с последующей публикацией результатов. От имеющихся на руках результатов анализов с Мотто и СанОйла волосы становятся дыбом, а в бензине на БРСМ журналисты обнаружили моно-метил-анилин – токсичное октаноповышающее вещество, давно запрещенное для использования в моторных топливах.
Ликвидация нелегальных схем на топливном рынке будет иметь мультипликативный эффект: увеличит бюджетные поступления, повысит загрузку легальных нефтеперерабатывающих предприятий, улучшит конкуренцию на рынке и защитит граждан и окружающую среду от некачественного топлива и токсичных выбросов. Побороть это можно не показушными набегами, а системными решениями. И не ищите помощи у местных властей и силовиков – они, как правило, все и в теме, и в доле. (Сергей Куюн, директор “Консалтинговой группы А-95”, enkorr.ua/Химия Украины и мира)