Мировая нефтепереработка (НПЗ) в краткосрочной перспективе будет испытывать серьезные трудности. Низкая маржа и структурный избыток производственных мощностей – вот ближайшие вызовы, стоящие перед отраслью.
Но есть две другие проблемы, которые нефтепереработчикам необходимо преодолеть, если они хотят оставаться актуальными, несмотря на энергопереход, отмечает консалтинговая компания Wood Mackenzie. Глобальная маржа переработки сейчас выше, чем в то же время в прошлом году. Но она по-прежнему значительно ниже пятилетних средних показателей. “Кроме того, маркетинговый бизнес с точки зрения объемов также не так силен”, – отметила главный финансовый директор Royal Dutch Shell Джессика Уль.
В этом году маржа НПЗ несколько улучшилась благодаря восстановлению спроса на бензин в Китае и США. Но процесс был неравномерным. По данным Wood Mackenzie, мировой спрос на авиакеросин по-прежнему отстает от восстановления спроса на бензин, заставляя нефтепереработчики смешивать авиакеросин с дизельным топливом. Это увеличивает предложение дизельного топлива и снижает маржу.
“Глобальная композитная маржа в этом году в среднем составляет $1,8 на баррель. Это менее половины от среднего пятилетнего показателя в $4,25 на баррель. С открытием новых нефтеперерабатывающих заводов на Ближнем Востоке и в Азии мы не ожидаем восстановления маржи переработки в следующем году”, – пояснил Алан Гелдер, вице-президент WoodMac по анализу нефтепереработки.
Избыточные производственные мощности в отрасли приводят к снижению глобальных показателей рентабельности. Wood Mackenzie ожидает, что этот ключевой показатель составит в 2021 г. в среднем чуть более 75%. Хотя он будет выше, чем во II квартале 2020 г., когда он составлял 68%. И данный показатель все еще ниже среднего на уровне 80% за пять лет до этого.
НПЗ не смогут вернуться к серьезной прибыльности. WoodMac отмечает, что если мировая нефтеперерабатывающая промышленность не увидит дальнейших масштабных мероприятий по рационализации, этот сектор может никогда не вернуться к 80%-ной загрузке мощностей. Текущий кризис представляет собой реальную угрозу для небольших и менее эффективных нефтеперерабатывающих заводов в Европе и Азии.
Даже крупные нефтяные компании признают, что некоторые НПЗ стали экономически невыгодными из-за жесткой региональной конкуренции и ожиданий снижения спроса на топливо в долгосрочной перспективе. Например, ExxonMobil и BP объявили о закрытии своих НПЗ в Австралии, теперь они планируют превратить их в терминалы для импорта топлива.
Согласно анализу Wood Mackenzie, проведенному в середине прошлого года, в Европе перерабатывающие мощности в объеме 1,4 млн. баррелей в сутки находятся под серьезной угрозой закрытия не позднее 2023 г. (teknoblog.ru/Химия Украины и мира)