На конференции “Зеленые дизель и керосин”, открывшей новый цикл мероприятий FutureFuels, эксперты отрасли обозначили путь России в сфере развития “зеленых” топлив. Российским компаниям нужно объединяться, чтобы вместе разрабатывать и применять экологические топлива, потому что даже в текущей политической и экономической ситуации фокус на “зеленую” энергетику будет сохраняться.
15 марта в Москве прошла первая в России конференция “Зеленые дизель и керосин”, которая открыла цикл мероприятий Future Fuels, посвященных топливам будущего. Организаторами выступили CREON Energy и Центр мониторинга новых технологий (ЦМНТ). Конференция была посвящена памяти выдающегося ученого-нефтепереработчика, специалиста по технологиям производства автомобильных и авиационных бензинов и присадок к ним, доктора технических наук, профессора Вячеслава Емельянова. В 2022 г. ему бы исполнилось 80 лет.
“Невзирая на санкции, повестка декарбонизации и энергоэффективности сохранят актуальность на десятилетия. Поэтому нашей отрасли нужно сейчас решать, кто будет развивать направление “зеленого” топлива на российском рынке, в каких объемах и на каких мощностях, – заявил генеральный директор CREON Energy Санджар Тургунов. “Сегодня мы с вами стоим у истоков зарождения очень перспективной отрасли, которая определит будущее экологичной мобильности на поколения вперед”, – подчеркнул он.
В дискуссии приняли участие представители КПМГ, “РН-Аэро”, “Роснефти”, ЦДУ ТЭК, 25-го ГосНИИ химмотологии Минобороны России, Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков, ВНИИ НП, компаний “Газпром нефть” и “Газпромнефть – Промышленные инновации”, “Киришинефтеоргсинтез”, РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина и другие.
Отрасли “зеленого” топлива нужен регулятор. Как бы ни сложилась трансформация экспортных потоков, российские компании неизбежно столкнутся с требованиями низкоуглеродного регулирования и будут вынуждены использовать возобновляемые компоненты для топлив. И те производители, которые сейчас смогут найти мотивацию и ресурсы для низкоуглеродного развития, получат уникальные конкурентные преимущества в любом мире – с санкциями или без, не так важно, согласились участники конференции.
Но чтобы воплотить эти планы в жизнь и выйти на рынок новых инициатив и проектов, в России необходимо создать контролирующий и регулирующий орган, который отвечал бы за развитие “зеленых” топлив и объединяющий усилия разных корпораций – с такой инициативой выступила российская Ассоциация нефтепереработчиков и нефтехимиков.
“Если государство не создаст четкую программу и не назначит ответственных, мы, к сожалению, дальше не продвинемся. Компаниям нужно забыть про амбиции, разделить направления и только так работать на будущее – и это будет касаться не только “зеленых” топлив, но и других отраслей: обеспечения запчастями (отдельные элементы для компрессоров для нефтепереработки и нефтехимии можно заместить), разработки катализаторов и далее по списку”, – заявил Александр Иванов, генеральный директор ассоциации.
По мнению Иванова, притормаживать разработки SAF в России нельзя, даже несмотря на то, что ключевой драйвер его развития исходит из требований по использованию этого топлива в Европе, куда российские самолеты временно не летают. “В будущем вопросы экологии и жизни в едином пространстве снова выйдут на первый план”, – подытожил Иванов.
С ним согласился руководитель рабочей группы при Минэнерго, завкафедрой технологии переработки нефти РГУ имени Губкина Владимир Капустин. “Нам нужно приспосабливаться к ситуации сейчас и поднимать новые вопросы. Среди них, безусловно, один из важнейших – импортозамещение. В таких условиях нельзя оставлять без поддержки и науку: нужно вести поиск разработок, проводить семинары по обмену опытом. Нам нужно делать все, чтобы наработать конкурентоспособность и найти свое место”, – заявил он.
Развитие отрасли: “озеленить” дизель и найти южных партнеров. По статистике, до конца февраля 2022 г. Россия производила в два раза больше дизельного топлива, чем требовал внутренний спрос, больше ориентируясь на экспорт. По данным генерального директора ЦМНТ Михаила Ершова, при продолжении модернизации НПЗ в стране и полной реализации планов по вводу новых установок гидроочистки, гидрокрекинга, замедленного коксования ожидался рост производства дизельного топлива еще на 16,1 млн. т к 2025 г.
Однако теперь тренд на увеличение производства, по оценкам аналитиков, выглядел бы странным, так как структура топлив в Европе – а именно на нее всегда приходилась большая часть российского экспорта – стремительно меняется. По данным ЦМНТ, за пять лет объем рынка нефтяных топлив от общего объема топливного рынка в Евросоюзе снизится на более чем 10% – с 92,5% до 81,6%. Больше всего в ЕС стимулируют производство топлив из передового сырья, в том числе SAF и “зеленый” дизель.
“В качестве биодизеля в мире нашли применение только два компонента: эфиры метанола и жирных кислот (FAME) и гидрогенизированные масла и жиры (HVO). Из-за отсутствия ограничения по максимальной концентрации ввода и более высоких эксплуатационных характеристик HVO является более ценным продуктом, сохраняющим свою перспективность при долгосрочном планировании. Однако этот вид топлива и стоит дороже”, – отметил Михаил Ершов.
Поиск новых рынков сбыта и сохранение потенциала по сырью. Из этого следует, что, во-первых, России нужно найти новые рынки для сбыта топлива, так как профицит по этим топливам уже существует. Поиск партнеров Россия может начать на дефицитных рынках стран Африки и Южной Америки. Китай и Индия для этого не подойдут, так как они такие же профицитные, как и рынок РФ.
Во-вторых, тенденции в Европе и других странах показывают, что “зеленые” топлива занимают все более перспективную нишу. И в этом плане у России высокий потенциал по сырью. В частности, из РФ рапсовое масло ранее экспортировалось в ЕС для производства биодизеля. Помимо растительных масел в России существует потенциал по сбору продвинутых видов сырья: порядка 160-240 тыс. т талловых масел и около 80-150 тыс. т отработанных кулинарных масел и жиров, которые также поставлялись за границу. “У России есть потенциал, чтобы производить биотоплива самостоятельно и поставлять на рынок не только сырье, но и этот продукт или закрывать биотопливом свои потребности”, – заключил Михаил Ершов.
Рынок авиатоплив: экспериментировать с НПЗ. В области производства устойчивого реактивного топлива Еврокомиссия разработала и предложила к внедрению механизм, который значительно усилит существующую систему стимулирования декарбонизации авиации (механизмы СТВ и CORSIA). В 2025 г. все собственники транспортно-заправочных комплексов в аэропортах ЕС будут обязаны заправлять воздушные суда вне зависимости от направления их полетов топливом, состоящим из смеси нефтяного авиакеросина и SAF, а также обеспечить возможность заправки “зеленым” топливом в третьих странах или уплачивать штрафы.
“Это нововведение окажет значительное влияние на российских производителей авиакеросина. Под угрозой экспортные поставки в ЕС (ожидается увеличение выработки авиакеросина на 1,5 млн. т к 2030 г.) и снижение спроса в российских аэропортах в результате сокращения практики танкерования зарубежных авиакомпаний”, – сказал Михаил Ершов.
Наиболее распространенные технологии получения SAF – из масляного сырья. Однако больше потенциала по производству SAF эксперты увидели у водорослей, лигноцеллюлозы и сахаров. Кроме того, ЦМНТ разработал собственную комбинированную технологию производства из масложирового сырья, с помощью которой можно получить не только HVO и SAF, но и:
– бионафту – пользуется высоким спросом у ведущих нефтехимических компаний как низкоуглеродное сырье пиролиза;
– биопропан – может быть сертифицирован как низкоуглеродное газомоторное топливо;
– GLY – биоглицерин, находит широкое применение в том числе в качестве крупнотоннажного сырья получения эпихлоргидрина и пропиленгликоля;
– AWA – противоизносная присадка к дизельному топливу. В настоящее время отечественное производство зависит от импортного сырья – ЖКТМ.
Улучшать и замещать иностранные технологии. Технологические аспекты производства биотоплив рассмотрели в “Газпромнефть – Промышленных инновациях”. В 2021 г. этот технологический центр “Газпром нефти” консолидировал перспективные для нефтепереработки НИОКР по катализаторам, нефтехимии, биотехнологиям и “зеленым” технологиям. В представленном технологическом обзоре выделены четыре поколения биотоплив, различающихся по типу используемого сырья и способу производства: пищевого и непищевого сырья, получаемого из водорослей или микроорганизмов с поглощением СО2. “Учитывая, непрерывность процессов нефтепереработки, для нее наиболее подходящим вариантом будет использование непищевого сырья”, – заявил представитель ГПН ПИ.
На сегодняшний день самыми распространенными промышленными технологиями производства биотоплива являются HEFA и метод Фишера-Тропша. В российских реалиях наиболее перспективной может стать HEFA, так как у этой технологии лучше показатели по CAPEX и OPEX, больше доступного сырья и возможностей для интеграции в существующие НПЗ, говорится в презентации компании.
Экспортный потенциал: как работать с иностранцами? Главным вопросом для российских разработчиков пока остается экспортный потенциал и взаимодействие с иностранными компаниями. “Пока эта тема подвешена в воздухе не только из-за политической и экономической повестки, но и из-за проблем с внедрением европейских стандартов биотоплив в России. Для этого, безусловно, понадобится время и тесное взаимодействие производителей, потребителей и государства”, – подытожил представитель ГПН ПИ.
Еще одна проблема потенциально может быть связана с трансграничным углеродным регулированием. Как рассказал партнер КПМГ Владимир Лукин, органы по аккредитации независимых организаций, которые уполномочены осуществлять верификацию углеродоемкости продукции, имеют национальную привязку. В каждой стране существует свой аккредитационный орган. Действия этих органов взаимно признаются, если эти органы входят в единую организацию International Accreditation Forum. Росаккредитация не входит в международную систему, поэтому ее заключения по верификации могут не признаваться в других странах.
Генеральный директор Creon Energy Санджар Тургунов подвел итоги первой конференции Future Fuels: “Современные реалии требуют новых подходов к реализации проектов производства низкоуглеродного топлива. Игрокам отрасли необходим координирующий центр, который сможет объединить ВИНКи и компетентно распределить их усилия”. (Rcc/Химия Украины и мира)