В России стали закрываться газовые заправки (АГНКС), рассказали три источника в отрасли. Информацию подтвердили в Национальной газомоторной ассоциации (НГА).
Двери закрыты. В России стали закрываться АГНКС, сообщили три источника в отрасли. По их словам, это происходит во всех субъектах РФ. Представители бизнеса отмечают: причина – то, что строительство таких заправок субсидируется государством, а спрос на метановое топливо все еще невелик. Из 50 млн. авто в стране переведены на газ всего 2-3%.
“Закрытие АГНКС происходит, хоть это и не массовое явление. К сожалению, сейчас субсидия стимулирует быстрый ввод дешевой заправки, но не длительную реализацию больших объемов топлива. В результате объект могут демонтировать после получения субсидии”, – сказал исполнительный директор НГА Василий Зинин.
Он добавил, что окупаемость станции напрямую зависит от ее расположения и работы с якорными потребителями. Поэтому до того, как подавать документы на субсидию, властям субъекта РФ необходимо разрабатывать региональную программу со схемой размещения заправок и уже на этом этапе понимать, как будет обеспечена заполняемость АГНКС, считает Василий Зинин.
По данным сайта agnks.ru, в апреле 2021 г. в России были 650 газовых заправок, а сейчас их число снизилось до 632. Более 60% объектов принадлежит “Газпрому”, остальные 40% могут закрыться, если не найдут достаточного спроса среди потребителей, поделился мнением зампредседателя наблюдательного совета ассоциации “Надежный партнер” (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев.
В “Газпром газомоторное топливо” сказали, что не получали информации о закрытии АГНКС.
“В 2022 г. появились примеры АГНКС и многотопливных АЗС, которые заморозили работу по метану. Это в первую очередь связано с неоправдавшимися ожиданиями по переводу автотранспорта на газ в регионах. Причины неудач известны. На федеральном уровне это отсутствие планомерной работы по нормативной базе для перевода техники на метан и незакрытые заправками логистические маршруты, отсутствие единых подходов к формированию сети”, – сказал президент Национального исследовательского центра развития рынка газомоторного топлива Артем Данилов.
В этой ситуации региональные перевозчики даже если и хотят, то не могут принять решение по переводу парков на метан, добавил он. Как рассказали два источника в отрасли, некоторые строители АГНКС специально максимально экономят при возведении таких объектов, чтобы заработать за счет субсидии. Выплата составляет 36 млн. руб., а АГНКС обычно обходится в 40-80 млн. Но некоторые инвесторы покупают подержанные баллоны, старые компрессоры и неработающие системы осушки, чтобы затраты не превысили субсидию. Возможен и подлог документов для одобрения выплаты, потом такие объекты пытаются перепродать, рассказал один из собеседников.
Впрочем, в Минэнерго сказали, что в рамках программы субсидирования применение устаревшего оборудования невозможно – в соответствии с правилами оно должно быть новым, это контролируют надзорные службы.
“По экспертным оценкам, “замороженных” станций в России вряд ли более двух десятков, но при их числе менее чем 700 единиц это очень плохой сигнал. На общем фоне роста потребления газомоторного топлива на 20-25% четвертый год подряд таких явлений быть не должно”, – считает Артем Данилов.
Последние случаи закрытия зафиксированы в Московской области и Поволжье, сказал источник в отрасли, не назвав их точное местоположение.
Не случайность. Причина закрытия газовых заправок – в низком спросе на метан и невысокой рентабельности такого бизнеса, полагает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. По его мнению, стоит увеличивать количество транспорта, работающего на газе, тогда станет расти и спрос на этот вид топлива, а маржинальность бизнеса начнет увеличиваться. Чтобы избежать мошенничества, можно прописать в условиях выдачи субсидий какой-то временной период, когда заправка не может быть продана (что-то похожее на мораторий на банкротство), добавил аналитик.
С учетом малого количества АГНКС в России и отсутствия комплексной программы развития топливозаправочного бизнеса говорить о влиянии на отрасль закрытия газовых заправок сложно, отметил Дмитрий Гусев. Однако, по его словам, потенциально могут пострадать покупатели – люди, приобретая автомобиль на таком топливе, рассчитывают на наличие соответствующей инфраструктуры и заправок. Выход из ситуации – подходить к проектам комплексно, работать с потребителем, формировать программы развития, считает Артем Данилов. Также владельцам АГНКС стоит формировать программы лояльности и давать скидки на метан, но эта задача инвесторам не всегда по плечу, здесь нужны организационные усилия региональных властей, добавил эксперт.
Также целесообразно изменить подход к господдержке отрасли: вместо выплат за строительство АГНКС ввести субсидии на продажу метана покупателям, предложил исполнительный директор ФГУП “Мосавтогаз” Сергей Кожевников. (Rcc/Химия Украины и мира)