В Казахстане в августе стоимость горюче-смазочных материалов для личных транспортных средств выросла на 7,9% за год. Сразу на 11,2% выросли цены на ГСМ в Павлодарской области, на 11% – в Северо-Казахстанской, на 10,3% – в Абайской. Наименьший годовой рост цен – на 5% – был зафиксирован в Алматинской и Туркестанской областях.
В разрезе видов топлива бензин подорожал на 3,5% за год. В том числе бензин марки АИ-92 вырос в цене на 3,2%, АИ-98 – на 5,9%, АИ-95/96 – на 6,2%. Дизельное топливо подорожало на 35,5% за год, в том числе летнее – на 19%, зимнее – сразу на 55,9%. В среднем по РК в августе розничная цена литра бензина марки АИ-92 составляла 178 тенге (тг), АИ-95/96 – 210 тг, АИ-98 – 232 тг, летнего дизельного топлива – 238 тг.
На 19 сентября среди стран СНГ (данные по Армении и Таджикистану не приведены) самые высокие цены на бензин и дизельное топливо были зафиксированы в Украине (у Украины в СНГ по ряду причин спорный статус): $1,341 и $1,442 соответственно. Самые низкие цены наблюдались в Туркменистане: бензин – $0,428, дизельное топливо – $0,385.
В РК литр бензина стоил $0,44, литр дизельного топлива – $0,499. По дешевизне бензина Казахстан уступил только Туркменистану. В то же время цены на дизельное топливо были ниже в Туркменистане и Азербайджане.
Министр энергетики РК рассказал о мерах, направленных на стабилизацию внутреннего рынка ГСМ:
– был принят приказ по запрету на вывоз с территории Казахстана автомобильным транспортом бензина, дизельного топлива и отдельных видов нефтепродуктов;
– был принят приказ по введению дифференцированных цен на АЗС, в настоящее время в приказ вносятся нормы контроля по отпуску лимитированного объема топлива;
– было увеличено количество подачи вагоноцистерн (рост среднесуточной отгрузки дизельного топлива составил 21,7%);
– фонд “Самрук-Казына” и КМГ в рамках поручения правительства подписали контракт на импорт в сентябре-октябре 100 тыс. т дизельного топлива, на сегодняшний день импортированы 10 тыс. т. По итогам января-июля Казахстан обеспечил себя бензином и дизтопливом практически полностью: на 99,98% и 99,25% соответственно. За этот период производство бензина выросло на 5,1% до 2,8 млн. т, дизельного топлива – на 9,2% до 3,1 млн. т.
Импорт составил незначительную долю и заметно сократился по сравнению с прошлым годом: импорт бензина – на 38,6% до 573,1 т, импорт дизельного топлива – на 73,5% до 23,6 тыс. т.
Реализация на внутреннем рынке РК тем временем выросла: бензина – до 2,8 млн. т (плюс 8,2% за год), дизтоплива – до 3,1 млн. т (плюс 12,7%). (energyprom.kz/Химия Украины и мира)