Российский рынок упаковки в 2022 г. вырос на 5%. В 2023 г., исходя из результатов первых пяти месяцев, ожидается рост на уровне не ниже прошлогоднего. Сегмент полимерной упаковки должен вырасти пропорционально Такой прогноз сделал Владимир Чуйков, президент Национальной конфедерации упаковщиков (НКПак), председатель совета директоров ГП “Готэк” в ходе выступления на выставке Rosupack-2023.
По итогам 2022 г. Чуйков оценил рынок упаковки в 1,4 трлн. руб. Структура рынка за год не изменилась. На полимерную упаковку приходится доля в 34%. Из них: 17% – это гибкие пластики, 18% – жесткие. По оценкам Алексея Антипина, основателя компании “Юнисервис Капитал”, доля полимерной упаковки составляет 38%.
Уход крупных западных брэндов, с одной стороны, создал условия для роста локальных производителей. Однако сузил ассортимент упаковки, снизил количество брэндов ее потребителей, сократил бюджеты. По словам Чуйкова, с уходом западных компаний стала меняться деловая культура и технологические возможности.
Проблемы с поставками оборудования, оснастки, запчастей и материалов в 2023 г. сохраняются, но постепенно наметились их решения. Рынок заполняют азиатские товары и технологии.
Чуйков также отметил, что для дальнейшего развития рынка нужна коллаборация с клиентами и поставщиками сырья, переосмысление бизнес-моделей в сторону сервисных предприятий, наработка компетенций в сфере сервиса и инноваций.
В России ведется активное обсуждение потенциального ограничения полимерной упаковки, которое может негативно отразиться на росте объемов отходов. Как следует из подготовленного Минпромторгом проекта доклада в правительство от 31 мая, в список “неэкологичной упаковки”, которую предлагается запретить к 2024 г., вошли термоусадочная пленка из поливинилхлорида толщиной менее 20 мкм, бутылки для напитков из ПЭТФ “нестандартных” цветов, упаковка, произведенная с использованием этикетки из ПВХ, упаковка, произведенная с использованием нерастворимых в водных и щелочных растворах клеев. (rupec/Химия Украины и мира)