Налог на МТБЭ или его реклассификация может заставить нефтеперерабатывающие предприятия избегать его использования в качестве смешанного сырья и сделать экспорт нерентабельным.
Спрос Китая на изобутан значительно увеличился за последние несколько лет, но в 2024 году он может столкнуться с препятствиями из-за потенциального налога на потребление МТБЭ, компонента бензина, который в основном производится из изомера. С другой стороны, обычное потребление бутана должно продолжать активно расти: в этом году должны быть открыты мощности по производству малеинового ангидрида (МА) мощностью 1,6 млн. тонн в год.
Импорт бутана в Китай по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года увеличился на 12% до 6,5 млн. тонн в 2023 году, как показывают таможенные данные, причем этот рост в основном обусловлен спросом со стороны гибких установок крекинга этилена на нормальный бутан и производителей МТБЭ на изобутан. По словам участников рынка, спрос населения на бутан в прошлом году снизился. В прошлом году было пущено несколько установок смешанного крекинга, в том числе предприятие Sanjiang Petrochemical производительностью 1 млн. т/год в Чжэцзяне, Восточный Китай. Экспорт МТБЭ также вырос до рекордного уровня в 1,89 млн. тонн, большая часть которого была произведена из изобутана, что увеличило спрос примерно на 1,2 млн. тонн.
Но участники рынка все больше обеспокоены возможностью введения налога на потребление МТБЭ, поскольку это последний компонент, не облагаемый налогом на китайском рынке смесей бензина. За последние несколько лет все остальные компоненты бензина облагались налогом в 1,52 юаня/литр или 2100 юаней/т ($292/т), включая изооктан в июне 2023 года. Это привело к сокращению доли рынка, принадлежащей частным предприятиям по производству бензина, и увеличили долю государственных нефтеперерабатывающих заводов.
МТБЭ до сих пор избегал налога, поскольку классифицируется как химическое вещество. Это позволило местным производителям бензина использовать его в качестве более дешевой смеси, а производителям экспортировать его, не внося вклада в их квоту на экспорт нефтепродуктов. Другая возможная проблема заключается в том, что его будут определять как нефтепродукт, поскольку он будет подпадать под экспортную квоту, выделенную министерством торговли основным нефтеперерабатывающим предприятиям.
По данным нефтеперерабатывающего завода на севере Китая, который экспортирует значительные объемы МТБЭ, в 2023 году производство МТБЭ в стране составило около 15-16 млн. тонн. Властям может быть сложно ввести налог на МТБЭ из-за количества и разнообразия участвующих компаний, говорится в докладе. Но, учитывая тенденцию к рационализации рынка смесей бензина, введение налога на него может стать лишь вопросом времени, добавляет нефтеперерабатывающий завод. И как только это произойдет, нефтеперерабатывающий завод заявляет, что прекратит экспорт МТБЭ, поскольку было бы разумнее экспортировать бензин по системе квот.
По словам государственного нефтеперерабатывающего завода в восточном Китае, вполне вероятно, что МТБЭ будет облагаться налогом с этого года, поскольку ожидается, что спрос на бензин в Китае снизится, а государственные нефтеперерабатывающие заводы столкнутся с необходимостью повышения прибыли.
Ожидается, что в этом году нормальный спрос на бутан существенно вырастет. По данным Argus, вышеупомянутые 1,6 млн. т/год новых мощностей МА добавят примерно 1,6 млн. т/год к нормальной потребности в бутане. Сюда входят завод Hengli Petrochemical мощностью 420000 т/год в Ляонине, завод Wanhua Chemical мощностью 200000 т/год в Шаньдуне, нефтеперерабатывающий завод Sinopec Qingdao в Шаньдуне мощностью 200000 т/год и завод Zhongjing Petrochemical мощностью 400000 т/год в Фуцзянь. МА можно использовать для производства 1,4-бутандиола, важного сырья для биоразлагаемого пластикового ко-терефталата полибутиленадипата. Это привлекло много инвестиций с тех пор, как Китай ввел политику поэтапного отказа от одноразового пластика.
Количество новых заводов МА, которые, как ожидается, будут введены в эксплуатацию в этом году, может привести к избыточным мощностям, говорит новый производитель МА в восточном Китае. Обычные цены на бутан в Китае в конце января составляли 4200 йен/т, но недавно в Шаньдуне они выросли выше 5100 йен/т из-за растущего спроса и падения поставок со стороны нефтеперерабатывающих заводов Hengli и Sinopec в Циндао – на обоих позже в этом году будут введены в эксплуатацию новые заводы МА.
Из 6,5 млн. тонн импорта бутана в Китай в 2023 году 80% пришлись на Ближний Восток с содержанием изобутана 30-40% и обычного бутана 60-70%. Предложение на Ближнем Востоке растет, в то время как неопределенный спрос Китая, учитывая возможный налог на МТБЭ, означает, что импортеры могут с осторожностью покупать грузы бутана с высоким содержанием изобутана. (argusmedia.com/Химия Украины и мира)