В России ведут разработку новых каталитических систем, а также закладывают мощности по производству и тестированию катализаторов. В информационное поле также попала информация о новых проектах “Татнефти” в странах так называемого “тюркского мира”.
В России “ускоряют” катализаторы. В России объявили о создании Ассоциации производителей катализаторов. Химический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, ИНХС РАН, Институт катализа сибирского отделения РАН и ряд крупных производителей катализаторов подписали соответствующий меморандум. Пока ход, скорее, символический, но демонстрирующий явный акцент на этом направлении в России.
Как рассказал академик РАН, профессор Степан Калмыков, разработка новых каталитических систем сейчас – это одна из важнейших задач для научных институтов страны. “Здесь речь идет и об импортозамещении продукции ушедших с российского рынка компаний, и о принципиально новых каталитических системах”, – пояснил он. Проблемы 2022 года не прошли бесследно, сейчас научные силы брошены на это направление. В частности в РАН работают по трем направлениям: бесфталатные титан-магниевые катализаторы Циглера-Натта, классические катализаторы полимеризации, новые типы молекулярных катализаторов.
Создаются также лабораторные и производственные мощности. “Сибур” сообщил о строительстве в Тобольске Центра пилотирования технологий получения базовых полимеров. Там в числе прочего будут тестироваться наработки компании в области выпуска катализаторов. А в феврале этого года компания начала строительство Центра исследований и масштабирования технологий, а также фабрики катализаторов в Казани.
“Татнефть” идет в “тюркский мир”. Прошедший на неделе “Татарстанский нефтегазохимический форум” хотя в последние годы несколько “поблек”, но по-прежнему позволяет отслеживать стратегии крупных компаний, базирующихся в регионе. В первую очередь речь идет о “Татнефти”.
В этом году на форуме стало известно о нескольких возможных новых проектах компании. Один – возможное совместное предприятие по производству смазочных материалов с Госнефтекомпанией Азербайджана (SOCAR). Второй – производство медицинского полипропилена на территории Туркменистана.
Стоит оговориться, что российские компании уже несколько лет стараются инвестировать в освоение рынков Центральной Азии (но не соседнего Закавказья). И “Татнефть” здесь не была исключением. Тем более, власти Татарстана акцент всегда делали на том, что компании из преимущественно мусульманского региона легче найдут язык с мусульманскими странами (тезис, который не всегда подтверждается на практике).
Однако очередное усиление интереса к странам исламского мира, особенно его тюркской части, обнаружилось после февраля 2022 года. В августе 2022-го компания утвердила новую стратегию развития до 2030-го. Подробностей руководство “Татнефти” тогда не раскрыло, но еще до этого компания говорила о необходимости дальнейшей диверсификации нефтегазохимии.
После этого в России компания свои проекты не сворачивала, но параллельно заметно увеличила активность, например, в Узбекистане. В частности она договорилась с “Узбекнефтегазом” о реализации проектов в газохимии, проведении геологоразведки и строительстве автозаправочных станций в Узбекистане. Кроме того, татарстанская ВИНК выкупила там местного производителя шин вместо выведенной из периметра компании “Нижнекамскшины”, а также создала СП с China National Chemical Engineering (CNCEC) и местной компанией “НавоиАзот”.
В Казахстане “Татнефть” построила производство шин, а также заложила под него завод бутадиена.
В центре “тюркского мира” – Турции – “Татнефть” приобрела топливную компанию Aytemiz Akaryakit.
Наконец, последние полтора года компания ведет активные переговоры с азербайджанской SOCAR, в ходе которых были подписаны две дорожные карты по совместным проектам. И вот появились первые подробности будущего сотрудничества в виде планов по производству смазочных материалов.
Прогресс полимерных проектов в Казахстане. Также в последние две недели много новостей идет из Казахстана. Отметим прогресс по двум знаковым проектам.
Во-первых, стало известно, что лицензиаром установки по производству этилена на первом полиэтиленовом проекте страны – комплексе Silleno – стала американская Lummus Technology. Проектная мощность комплекса составит 1,3 млн. тонн этилена в год. Базовый проект разрабатывает Technicas Reunidas, базовый проект производства полиэтилена – Maire Tecnimont. В “Казмунайгазе” (КМГ, контролирует 40% в проекте) информацию не подтверждают, но Lummus разместила соответствующее сообщение у себя на сайте.
По другому проекту – производства ПЭТФ – казахстанская компания также хранит молчание. Но информация о движении по нему опять пришла из-за океана. Chemical Week сообщил, что КМГ совместно с Sinopec Group завершает подготовку предварительного технико-экономического обоснования проекта по производству очищенной терефталевой кислоты (ПТК) и полиэтилентерефталата (ПЭТФ). По данным издания, партнеры уже приступили к фазе инженерного проектирования и подготовки проектной документации (FEED) производства. Однако в пресс-службе КМГ эту информацию не подтвердили, сообщив, что окончательное решение еще не принято.
Оба проекта интересны не только для Казахстана, который в текущих условиях вряд ли готов переработать заявленный на проектах объем полимеров, но и для России. Поэтому продолжим следить за их реализацией. (rupec.ru)