Турция перепродает все больше нефти РФ, но рестрикции Запада ее не трогают.
Анкара за последние пять лет значительно нарастила закупки нефти и продуктов ее переработки у России. Турция не просто перепродает ее странам Европы и США, но и производит все больше нефтепродуктов из российского сырья.
Пока в Евросоюзе готовят очередной пакет санкций и грозят российской нефтянке, Турция продолжает играть роль важнейшего посредника в торговле черным золотом из России. Причем для той же Европы.
Американская пресса и ряд европейских изданий говорят о том, что Турция увеличила импорт нефтепродуктов из России с 2023 г. по 2024 г. на 105%. Разумеется, это было не только для внутреннего потребления, которое увеличилось в стране почти на 8%. Экспорт продуктов нефтепереработки из Турции в ЕС удивительным образом за тот же период сопоставимо увеличился. Это продолжилось в 2024 году и продолжается сейчас.
Казалось бы, на долю России приходится около 5% всего нефтяного экспорта РФ. С нефтепродуктами, по разным оценкам, ситуация примерно такая же – 7-9%. Но надо понимать, что первые два покупателя российской нефти – это страны, в каждой из которых живет почти 1,5 млрд. человек. Конкурировать по масштабам с Китаем и Индией на равных крайне тяжело.
Турция оказалась страной, которая идет сразу за двумя этими гигантами. Именно она с 2022 года последовательно наращивала объемы закупок черного золота и продуктов его переработки. При этом она де-факто становится тем мостом, благодаря которому российские углеводороды оказываются на европейском рынке. Европа, несмотря на свою ярко антироссийскую позицию на мировой арене и санкции против нефтянки РФ, не торопится что-то кардинально менять.
Серый посредник, на которого не смотрят. Иногда в западной прессе всплывают отчеты вроде доклада Центра исследований энергетики и чистого воздуха CREA, суть которых – показать, что Турция использует свое географическое положение и массово перепродает российские углеводороды (иногда напрямую, иногда после переработки или смешивания с продуктом от других поставщиков) в страны Евросоюза и даже в США.
В CREA описали один такой случай, когда в 2023 году один из терминалов в турецком порту Джейхан принял 26923 тонн газойля, прибывшего из Новороссийска, а затем через десять дней законно экспортировал аналогичное количество на НПЗ в Греции. И не было никаких санкций против турецких компаний, провернувших подобную операцию, никаких нот протеста Анкаре со стороны стран ЕС, которые ввели эмбарго на закупку российской нефти и нефтепродуктов.
В отдельные периоды после 2022 г. были некоторые снижения поставок черного золота из РФ в Турцию, но они довольно быстро компенсировались последующим ростом: 2022 год – 254 тыс. б/с; 2023 год – снижение до 237 тыс. б/с; 2024 год – рекордные 323 тыс. б/с. Для понимания масштабов: если за весь 2019 год Турция приобрела у России 8,2 млн. тонн нефти, то с января по ноябрь 2024 г. были уже 15,4 млн. тонн. Рост практически в два раза.
За последние пять лет автопарк Турции не удвоился, в стране не построили НПЗ, которые увеличили бы объемы нефтепереработки в два раза. Это значит, что колоссальные объемы нефти Анкара перепродает. Справедливо предположить, что именно тем странам, которые, во-первых, находятся ближе всего к Турции, во-вторых, нуждаются в дополнительных объемах. Под эти пункты идеально подходит Евросоюз, который до 2022 года был ключевым покупателем российской нефти и нефтепродуктов.
Сегодня любые снижения закупок Турцией российских нефтепродуктов или черного золота нужно объяснять в первую очередь не ситуацией на турецком рынке топлива, а спросом на него в Евросоюзе, поскольку все дополнительные после 2022 года объемы Анкара по большей части отправляет именно туда.
При всем этом Турция почему-то не фигурирует в качестве нежелательного посредника ни в одном из пакетов санкций Евросоюза. США, когда президентом еще был Джо Байден, предлагали рестрикции и пополнение “черного списка” судами из “теневого флота”. Но все они не затрагивали торговлю углеводородами Анкары, хотя, справедливости ради, в банковском секторе проблемы с расчетами возникали. И все же страна на стыке Азии и Европы превратилась в невидимое пятно, о котором все знают, но не спешат вытирать.
Запад пользуется турецкой предприимчивостью. В CREA доложили, что за первые шесть месяцев 2024 года три турецких НПЗ импортировали российской нефти на 1,2 млрд. евро. За этот же период заводы продали компаниями из стран G7 и Евросоюза нефтепродуктов на 1,8 млрд. евро. Очевидно, что определенная часть этого товара была произведена из российской нефти, при продаже которой вряд ли даже ценовой потолок соблюдался.
Этот отчет хоть и появился во многих ведущих СМИ Европы и США, но у властей этих стран никакого отклика не нашел. Даже когда выяснилось, что закупки нефтепродуктов в США именно у этих же трех турецких НПЗ (STAR, Tupras Izmit и Tupras Aliaga Izmir) за первое полугодие 2024 г. выросло на 335%.
Аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков пояснил, что есть целый комплекс причин, из-за которых Турцию никто не трогает. И это всем выгодно.
“Да, Европа политически приняла решение отказаться от российских нефтепродуктов, хотя РФ была крупнейшим поставщиком в ЕС. Но откуда-то топливо все же надо брать. Вот руководство стран Евросоюза и закрывает глаза на синхронность наращивания закупок Анкарой российского черного золота с падением поставок этого же товара из РФ в ЕС. Если мы посмотрим, насколько в реальном выражении увеличились объемы закупок Турцией российских нефтепродуктов и как выросли продажи в Евросоюз, то это окажутся почти идентичные объемы. Хотя реэкспорт запрещен ЕС. Страны Евросоюза прописали в 18-й пакете рестрикций запрет на покупку нефтепродуктов у третьих стран, если они были произведены из российской нефти. Но Турция говорит европейцам, что российские нефтепродукты она потребляет на своем рынке, а на экспорт отправляет товар, сделанный на турецких НПЗ”, – рассказал эксперт.
У ЕС, по сути, нет выбора. Игорь Юшков подчеркнул, что ЕС невыгодно сокращать количество поставщиков топлива на свой рынок, ведь тогда его цена будет расти из-за рисков возникновения дефицита. Только с 2026 года должен заработать 18-й пакет, тогда Европа вроде как должна перестать покупать реэкспорт. Но непонятно, как европейские регуляторы будут отличать одно топливо от другого. На турецкие НПЗ приходит не только российская нефть, но и азербайджанская.
“Политически никто в Европе и США не хочет ссориться с Турцией. Она может создать множество проблем на Ближнем Востоке: в Сирии, Ираке, Ливии. В этом плане идти на конфликт с Анкарой – это ставить под вопрос свое влияние в регионе. Более того, Турция уже неоднократно, причем успешно, шантажировала Евросоюз новой волной беженцев”, – пояснил эксперт.
Западу экономически выгодно позволять Турции торговать российской нефтью и нефтепродуктами. Если европейцев начнут сильно заставлять, то они могут покупать больше американского сырья. Правда, как отмечает аналитик ФНЭБ, возникает вопрос, смогут ли европейские компании сделать это без потерь для себя.
“Технически поймать Турцию на торговле российскими углеводородами можно. Но тогда возникнет вопрос, а что мешало сделать это с 2022 года. Анкара в таких условиях воспримет это как удар именно по ее интересам, а не по России. Тогда уже пойдет речь об ответных мерах Евросоюза или США со стороны Турции”, – резюмировал Игорь Юшков. (oilcapital.ru)
