По мнению эксперта, если курс достигнет 45 грн. за доллар, при сохранении нынешних мировых цен на нефть, топливо в Украине к концу года подорожает до 65 грн. за литр.
Нацбанк с 3 октября внедрил режим гибкого курса, чем обеспокоил украинцев, так как есть основания полагать, что цены на АЗС пойдут вверх.
Основатель сети АЗС “Прайм” Дмитрий Леушкин поделился прогнозом относительно того, как изменения Нацбанка повлияют на цены на топливо. По мнению Леушкина, переход к гибкому курсу приведет к девальвации гривны, что потянет вверх цифры на стеллах украинских АЗС.
Эксперт объясняет, что в Украине существует давняя традиция: до Нового года бюджет “закрывают” увеличением курса, однако после Нового года, как правило, курс стабилизируется за счет валютных поступлений от экспорта. Проблема этого года, по мнению Леушкина, заключается в том, что из-за проблем с экспортом украинской продукции и сокращения поступлений международной помощи ожидаемой стабилизации курса может не произойти.
“В августе не было поступлений денег от наших доноров, которые поддерживают нашу валюту. А на межбанке мы все равно продали $2,8 млрд. По сентябрю я статистику не видел, сказать не могу, она еще не опубликована. Но я не думаю, что она намного лучше. Возможно, что-то и перепало, но продавали валюту мы все равно активно”, – рассказывает эксперт.
Исходя из этого основатель сети АЗС “Прайм” убежден, что до конца 2023 г. курс подскочит до уровня 45 грн. за доллар. При этом, если мировые цены на нефть останутся прежними, топливо в Украине подорожает до около 65 грн. за литр в ближайшие месяцы.
“Мы ждем увеличение на 23%. Цена на ОККО сегодня – 58 грн., плюс 20% – это 69,60 грн. Я думаю, что реальная цена будет 65-67 грн. за счет того, что сети АЗС чуть-чуть маржу свою сократят, маркетингом порежут (урезав скидки и специальные предложения для постоянных клиентов)”, – рассказал Леушкин.
Перспектива горючего по 80 грн. Себестоимость топлива на украинских АЗС состоит из трех основных компонентов: мировой цены на нефть, которая сейчас колеблется в районе $90 за баррель, курса доллара и фактора вмешательства правительства (которое сыграло значительную роль в подорожании бензина в прошлые месяцы в связи с возвращением довоенного налогообложения).
По словам Леушкина, даже без фактора вмешательства правительства в ценообразование, если цены на нефть вырастут еще больше, то цена бензина может подскочить до 70 и даже 80 грн. за литр.
По мнению эксперта, государство уже морально смирилось с ценой на стеллах в 65 грн. Объяснять это можно будет удорожанием нефти и ростом курса доллара. Но если цена горючего превысит 70 грн., будут предприниматься какие-то действия. “Мое личное мнение, что в таком случае будет какая-то реакция со стороны правительства: отменят НДС или уменьшат акциз. Потому что завести цены за 70 грн./литр – это уже что-то из ряда вон выходящее”, – считает Дмитрий Леушкин.
“Призрачная надежда” сдерживания роста цен на топливо. При этом, по словам Леушкина, есть “призрачная надежда”, что такой пессимистичный прогноз не оправдается. Избежать его будет возможно, если мировые цены на нефть начнут сокращаться.
“По нефти ситуация может быть не сильно однозначная. Она все еще может нам помочь. Если до конца октября она не перевалит уверенно за $95/баррель и не закрепится, то она пойдет в обратную сторону – в район $88-87, что в принципе поможет нам пережить ситуацию с курсом”, – рассказал Леушкин.
Ситуация с топливом. В июле 2023 г. в Украине был повышен налог на добавленную стоимость на топливо до довоенного уровня (с 7% до 20%), а мировые цены на нефть продолжали расти (с $75,5 на конец июня до $90 на 3 октября).
За сентябрь топливо на АЗС подорожало почти на 2,5 грн. С начала июля средняя цена бензина марки А-95 выросла на 10,38 грн. до 55,23 грн. за литр (с 44,85 грн. на конец июня).
Эксперт прогнозирует безумное подорожание топлива в Украине. Если мировая цена на нефть превысит отметку в $100 за баррель, то бензин и дизель могут стоить по $63 грн. за литр. А если цены на нефть приблизится к $120 за баррель, то цены на топливо могут подскочить до $80 грн. за литр.
Недавно стало известно, что налоговая взялась за одну из сетей АЗС: закрылось более 50 заправок.
Гибкий курс. С 3 октября 2023 г. Нацбанк ввел гибкий курс. НБУ будет компенсировать структурный дефицит валюты. Благодаря этому курс сможет меняться в обе стороны: расти и снижаться. Кроме того, НБУ будет существенно ограничивать курсовые изменения, не допуская как значительного ослабления гривны, так и существенного укрепления.
Официальный курс при режиме управляемой гибкости будет определяться операциями на межбанковском валютном рынке при активном участии НБУ. В то же время курс на тех сегментах рынка, где имеют возможность покупать и продавать валюту граждане, будет устанавливаться по тем же правилам, что и последние полтора года – речь идет как о наличном рынке, так и о карточных курсах банков. (УНИАН/Химия Украины и мира)