Индия и Саудовская Аравия являлись основными направлениями для экспорта мазута и вакуумного газойля (ВГО) из российских портов в октябре, показали данные трейдеров и LSEG.
Полный запрет на поставку нефтепродуктов из России в страны ЕС вступил в силу в феврале 2023 года, но часть российского топлива оказалась под эмбарго еще в августе 2022-го, трейдеры были вынуждены перенаправить мазут и ВГО в Азию, в том числе на рейдовые перевалки. (Ship-to-Ship, STS).
В октябре 2024 года Россия сократила экспортные отгрузки темных нефтепродуктов в направлении Саудовской Аравии на 9% к сентябрю до около 0,65 млн. тонн на фоне охлаждения спроса, поскольку летом мазут закупался преимущественно для нужд электрогенерации.
Отгрузки мазута и ВГО из портов России в направлении Индии в октябре выросли к предыдущему месяцу на 56% до около 0,51 млн. тонн, тогда как поставка российских темных нефтепродуктов в Китай упала на 35% до 0,47 млн. тонн.
Китай с Индией покупают российские прямогонный мазут и ВГО для переработки как альтернативное сырье более дорогой нефти сорта Urals. Однако Китай планирует пересмотреть налог на импортируемый в страну мазут, что в перспективе может увеличить расходы переработчиков на покупку топлива и привести к сокращению спроса.
Несколько танкеров, принявших на борт в российских портах около 500 тыс. тонн темных нефтепродуктов, направляющихся в Сингапур, однако часть этих объемов может быть также поставлена в Китай, по данным участников рынка. Сингапур – крупнейший в мире бункеровочный хаб, суда часто указывают этот порт как промежуточный пункт назначения на своем длинном пути из балтийских портов России в китайские.
Еще около 200 тыс. тонн российских мазута и ВГО было отгружено в прошлом месяце в направлении Фуджейры в Объединенные Арабские Эмираты, третий по величине мировой бункеровочный порт.
Около 220 тыс. тонн мазута и ВГО из портов России отправилось в октябре для STS-перевалки на рейдовые стоянки у берегов Греции, по данным LSEG. (enkorr.ua)