ПАО “Сумыхимпром”, 100% акций которого находится в госсобственности, остается одним из базовых предприятий украинской химической промышленности.
Предприятие давно приглянулось Дмитрию Фирташу. Алгоритм, используемый Фирташем для получения контроля над государственным активом, хорошо известен. Используя свои связи, он искусственно занижал капитализацию государственного предприятия, а затем “спасал” его через банкротство и санацию, банально выводя из госсобственности. Сейчас у Фонда госимущества появился шанс вернуться к выполнению своих обязанностей по наполнению государственной казны, а не к исполнению спущенных сверху разнарядок по передаче госактивов в “правильные” руки. Но пока ситуация вокруг подготовки к приватизации “Сумыхимпром” выглядит так, будто за последние полгода в Украине ничего не произошло, а у власти по-прежнему остаются апологеты “тихого дерибана”.
Пользуясь всесторонней поддержкой предыдущей власти, Дмитрий Фирташ внедрил на госпредприятие свой топ-менеджмент. 10 августа 2010г. “Сумыхимпром” возглавил Игорь Лазакович (предыдущее место работы – компания OstChem Holding, 90% которой принадлежвт Group DF Дмитрия Фирташа). Именно в 2010 г. резко начала расти задолженность “Сумыхимпрома”, но самое главное, что росла она в основном перед компаниями, близкими Фирташу. Очевидно, что мы имеем дело с фактом умышленного доведения до банкротства государственного предприятия, и за это кое-кто должен ответить. Учитывая, что Фирташу пока удавалось выходить сухим из воды, отвечать за своего патрона придется Лазаковичу. Но есть масса вопросов и к Фонду госимущества, при попустительстве которого одно и то же лицо сначала доводит предприятие до ручки, а затем возглавляет комитет его кредиторов. Речь все о том же Лазаковиче. Однако вернемся к основным вехам в истории приватизации “Сумыхимпром”
Финалом деятельности Игоря Лазаковича, осуществляемой по “заказу” Дмитрия Фирташа, должна была стать покупка предприятия по бросовой цене. 11 июля 2013 г. “Восточно-Европейская фондовая биржа” предприняла попытку провести аукцион по продаже 5% акций “Сумыхимпрома”. В теории, выставляя на торги столь небольшой пакет акций, Фонд госимущества преследовал целью прозондировать рыночный спрос на акции предприятия и скорректировать его стартовую стоимость на финальном приватизационном конкурсе. Однако вызвал недоумение выбор для проведения операций с акциями предприятия упомянутой биржи.
Счета “Восточно-Европейской фондовой биржи” обслуживаются банком “Надра”, подконтрольном Фирташу, а это хотя и косвенное, но вполне веское доказательство того, что биржа находится в сфере интересов владельцев банка. В июле 2013 г. претендентов на акции “Сумыхимпрома” не нашлось – потенциальные покупатели понимали, что соревноваться с Group DF бессмысленно до тех пор, пока высшие эшелоны власти обеспечивают этой компании режим наибольшего благоприятствования. Вместе с тем, фаворит конкурса так же не спешил стать акционером “Сумыхимпрома”, рассчитывая на дальнейшее снижение стоимости акций предприятия. ФГИ в минувшем году еще несколько раз пытался продать 5% акций сумского химпредприятия, но делалось это скорее для галочки, чем в надежде привлечь инвестора.
В феврале 2014 г. фонд планировал выставить на конкурс 92,75% акций “Сумыхимпрома” уже под самого Фирташа. Например, в перечне требований к участникам конкурса было прописано, что они должны иметь опыт управления химпредприятием, специализирующемся на производстве двуокиси титана, что фактически не оставляло конкурентам Group DF внутри Украины шансов на успех. При этом стартовая цена пакета акций в чуть более 400 млн. грн. составляла лишь пятую часть от 2-миллиардного годового оборота “Сумыхимпрома”. По очевидным причинам конкурс был отложен, затем в стране сменилась власть, а сам идеолог строительства титанового концерна оказался под следствием и домашним арестом в Австрии. По-хорошему, прежде чем возвращаться к теме приватизации “Сумыхимпрома”, ФГИ должен был бы провести ревизию своих предыдущих решений по предприятию. Разобраться с тем, кто и почему позволил провести банкротство, а затем санацию “Сумыхимпром” в интересах Group DF. Нет сомнений, что тут нашлось бы много работы для правоохранительных органов. Но ничего этого до сих пор не сделано.
На 12 июня 2014 г. были запланированы два аукциона по продаже акций ПАО “Сумыхимпром” на “Восточно-Европейской фондовой бирже” – 5% (начальная цена – 21,7 млн. грн.) и 2,24% (стартовая цена – 9,7 млн. грн.). Понимая, что ситуация поменялась и тянуть с покупкой доли в “Сумыхимпром” больше нельзя, на конкурс выдвинулось ООО “Будброк”, известное тем, что ему принадлежат пакеты акций в ряде украинских облгазов, управляемых Group DF. “Восточно-Европейская фондовая биржа” оперативно обслужила дружественного участника, приняв документы. Следует уточнить, что согласно процедуре, предусмотренной законодательством, покупатели должны подать заявку и пакет документации на уполномоченную Фондом госимущества биржу. Только после этого они будут допущены к аукционным торгам.
Приятным сюрпризом для ФГИ должно было стать участие в торгах компании, не входящей в орбиту Group DF. Это означало бы реальную конкуренцию и первый шаг на пути к продаже “Сумыхимпрома” по рыночной цене. Таким конкурентом для ООО “Будброк” стала инвестиционная компания “Бизнес-Инвест”.
Но не для того так тщательно выстраивали свою схему в Group DF, чтобы позволить провести прозрачный конкурс. Явившись в назначенное место и время с необходимыми документами и заявкой, представители “Бизнес-Инвеста” столкнулись с откровенным саботажем со стороны сотрудников биржи. На протяжении рабочего дня биржевые клерки делали вид, что у них нет и минуты голову поднять от работы. В 18.00 они попытались сбежать от представителя “Бизнес-Инвеста”, заявив, что рабочий день окончен. Да еще и охрану привлекли, чтобы выпроводить назойливого клиента. Один факт такого поведения сотрудников биржи на фоне глубокого кризиса отечественного фондового рынка можно считать доказательством сговора и поводом лишить “Восточно-Европейскую фондовую биржу” права на проведение конкурса.
Только настойчивость представителя компании “Бизнес-Инвест” (а также приглашенные журналисты) вынудили биржевых служащих принять заявку на участие в приватизационном аукционе по продаже акций “Сумыхимпромв”. Но тут в дело включился банк “Надра”, который “подвесил” на своих счетах залог в 6 млн. грн., внесенный “Бизнес-Инвестом” для участия в конкурсе. В итоге конкурс 12 июня не состоялся, поскольку проводить его при таких раскладах в ФГИ могли бы решиться только при наличии мощного прикрытия сверху, а у Group DF его уже нет. Или все же есть? Ответ на этот вопрос за Фондом государственного имущества Украины, который, как арбитр обязан обеспечить честные правила игры. ФГИ объявил о создании рабочей группы по проверке обстоятельств, изложенных в жалобе “Бизнес-Инвест” на действия сотрудников “Восточно-Европейской фондовой биржи”. И результаты этой проверки не должны стать формальной отпиской. Должны быть отменены решения суда о санации ПАО “Сумыхимпром”, к ответственности должны быть привлечены все, кто был задействован в откровенно коррупционных схемах, в первую очередь, Игорь Лазакович.
В заключение стоит напомнить еще одному госрегулятору – Антимонопольному комитету Украины – о том, что неплохо было бы проанализировать ситуацию в отечественном химпроме. Получая контроль над “Сумыхимпромом”, Group DF наращивает свою долю на украинском рынке минеральных удобрений до 80%, что противоречит антимонопольному законодательству. (Укррудпром/Химия Украины и мира)