Торговый дом Vitol, который является крупнейшим нефтетрейдером в мире, подписал кредитную сделку с Национальной иранской нефтяной компании (NIOC) на сумму, эквивалентную $1 млрд. Валютой контракта является евро, а его обеспечением станут будущие поставки иранских нефтепродуктов на экспорт.
Данная сделка является первым крупным контрактом, подписанным между Ираном и торговым домом после отмены санкций в начале 2016 г. Представители Vitol и NIOC отказались от комментариев.
После отмены санкций нефтяная промышленность Ирана быстро восстанавливается, что позволяет Тегерану успешно бороться за долю мирового рынка с Саудовской Аравией. Это происходит как за счет восстановления Ираном партнерских отношений с некоторыми западными компаниями, так и благодаря возвращению Тегерану доступа к операциям с долларом США. Тем не менее, иностранные компании по-прежнему предпочитают действовать осторожно, опасаясь запутанных законов и некоторой неопределенности. По той же причине руководители неамериканских компаний, которые являются гражданами США, зачастую не участвуют в переговорах с Ираном. В частности, это относится к генеральному директору ВР Бобу Дадли. Кроме того, такие крупные игроки нефтяного рынка, как Shell, BP и Eni, не торопятся расширять добычу сырой нефти в Иране, что также является негативным сигналом для инвесторов. Дополнительную неопределенность в вопросе сотрудничества иранской нефтяной отрасли с западными компаниями внесло заявление Дональда Трампа о намерении пересмотреть ядерную сделку, заключенную при участии администрации Барака Обамы. Однако в частном порядке работающие на глобальном рынке торговые дома проявляют большую гибкость и могут заключать сделки быстрее, чем нефтяные компании.
В последние годы трейдеры все чаще используют механизм предварительного финансирования для обеспечения долгосрочного доступа к большим объемам нефти и нефтепродуктов. Так, система предварительного финансирования крупными трейдерами, включая Vitol, позволила сохранить на плаву иракский регион Курдистан в ходе войны с Исламским государством.
Сделка Vitol и Ирана была подписан в октябре 2016 г. и вступит в силу в этом месяце, сообщил один из источников, который базируется в Тегеране. “Это в евро … с процентной ставкой около 8% в обмен на нефтепродукты”, – сказал источник, добавив, что некоторые продукты могут быть предоставлены иранским частным сектором, а не NIOC.
Ведущие производители сырой нефти на Ближнем Востоке, включая Иран, по-прежнему не хотят продавать сырую нефть трейдерам, поскольку они предпочитают самостоятельно контролировать ценообразование.
Иран, третий по величине производитель нефти в ОПЕК, экспортирует более 500 тыс. барр. нефтепродуктов, в основном мазута, нефтяного газа и нафты на азиатские рынки, сказано в отчете ОПЕК. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)