Производство биогаза из промышленных и бытовых отходов несет Украине не только экономическую, но и экологическую выгоду. Однако президентское вето на “зеленый” тариф для свалочного газа в очередной раз доказало, что перспективы альтернативной энергетики в этой стране зависят не от преимуществ, которые они несут экономике и энергосектору, а исключительно от умения найти “правильный подход” к власти. Хотя с момента принятия так называемого закона о “зеленых” тарифах для альтернативной энергетики уже прошло почти 2,5 года, один из источников “чистой” энергии, свалочный газ, до сих пор остается незаслуженно обделенным вниманием. Производители электроэнергии и тепла из этого газа до сих пор не могли продавать ее по “зеленому” тарифу – ставка тарифа для энергии из свалочного газа просто не был предусмотрена. Этим объясняется и малое количество таких проектов – сейчас в Украине функционирует всего 5 установок на полигонах твердых бытовых отходов (ТБО).
Слабые аргументы вето
Какими же аргументами руководствовался президент Украины? Как говорится в официальном документе, который был направлен в Верховную Раду вместе с текстом закона на доработку, после 2017 г. в условиях Украины стоимость электроэнергии из биомассы растительного, животного происхождения и ТБО будет выше, чем стоимость традиционной электроэнергии из ископаемых видов топлива, в то время как ветровая энергия к тому времени по сравнению с ней подешевеет почти в семь раз. Основываясь на расчетах Института возобновляемой энергетики НАН Украины, В. Янукович заявил, что привлекать инвестиции в сферу, которая после окончания срока действия “зеленого” тарифа станет нерентабельной, нецелесообразно.
Специалисты научно-технического центра “Биомасса” подготовили официальное письмо, в котором они опровергают этот аргумент, приводя фактическую статистику динамики цен на традиционную электроэнергию и “зеленый” тариф в Украине. Если существующая тенденция роста цен на электроэнергию продолжится, розничные цены на электроэнергию 2 класса напряжения через несколько лет сравняются с предложенным “зеленым” тарифом для биогаза. Стоит отметить, что минимальные “зеленые” тарифы на солнечную электроэнергию в несколько раз превышают этот (предложенный в законе, на который наложено вето) тариф для энергии из свалочного газа.
Институт возобновляемой энергетики в лице его директора, Степана Кудри, уже отказался от авторства расчетов, на которые ссылается В. Янукович. “Мы не предоставляли президенту никаких расчетов и выводов по биогазу, сказал недавно в интервью журналистам С. Кудря, – нас просто подставили. Наш институт готовил ранее аналитическую справку для Госэнергоэффективности по биомассе, но она не имеет к биогазу прямого отношения. Кто-то взял эти цифры, перекрутил их и сделал нужные для себя выводы”.
Не устроило президента и положение закона, предусматривающее возможность совместного использования альтернативных источников энергии и традиционных видов топлива. Свою позицию он обосновал возможными злоупотреблениями со стороны производителей электричества из-за отсутствия методического обеспечения для осуществления контроля над комбинированной выработкой энергии. Но в мировой практике технологии совместного использования традиционных и альтернативных топлив считаются одним из самых дешевых способов использования “чистой” энергии.
Как говорится в официальном документе, направленном президентом в Верховную Раду, энергетическая система Украины имеет возможность максимально зарезервировать до 10 тыс. МВт энергии, в то время как сегодня уже поданы заявки на подключение к ней электростанций общей мощностью более 17 тыс. МВт. Введение в действие “зеленых” тарифов для свалочного газа увеличит количество поданных заявок на строительство и подключение альтернативных станций, что негативно скажется на уровне безопасности энергосистемы Украины.
Однако, по мнению специалистов НТЦ “Биомасса”, зарезервированные мощности (17 тыс. МВт) – это далеко идущие планы, реализация которых займет не один десяток лет. Что касается биогазовых установок, то, если бы закон вступил в силу, к 2030 г. потенциал энергогенерирующие мощностей может быть освоен не больше чем на 0,3-0,5 тыс. МВт. Общая мощность планируемых к реализации проектов ветроустановок, ветропарков и крупных солнечных электростанций значительно больше. При этом биогазовые станции более стабильны и не зависят от погодных условий как ветровые или солнечные электростанции, вынужденная или плановая установка которых негативно скажется на безопасности энергосети страны.
О преимуществах газа со свалок
Реализация подобных проектов поможет не только диверсифицировать энергообеспечение страны, но и решит проблему с утилизацией отходов. На сегодняшний день на территории Украины находится порядка 35 млрд. т промышленных и бытовых отходов, занимающих почти 4% ее территории, и каждый год их количество увеличивается более чем на 10 млн. т. Общий потенциал свалочного газа в Украине на сегодняшний день оценивается в несколько млрд. куб. м/год. Для сравнения, в ЕС этот показатель достигает почти 9 млрд. куб. м /год, в США – 13 млрд. куб. м/год. К 2025 г. США планируют получать из бытовых отходов и биогаза 29 млрд. кВт-ч электроэнергии ежегодно, а во Франции уже работает около 130 заводов по получению электроэнергии из отходов, ежегодно производящих 3, 34 млрд. кВт-ч электроэнергии. Подобные проекты успешно функционируют и в других европейских странах.
“Положительное влияние таких проектов на окружающую среду неоспоримо”, – говорит Юрий Матвеев, заместитель директора НТЦ “Биомасса”. – Сбор газа на свалках является превентивным средством борьбы со стихийными пожарами, в ходе которых в атмосферу попадает огромное количество отравляющих веществ, в т.ч. пресловутых диоксинов и фуранов. Неуправляемая эмиссия этого газа является одной из причин возникновения таких пожаров. Кроме того, утилизация свалочного газа сокращает эмиссию парниковых газов в атмосферу. Реализация подобного проекта общей мощностью от 0, 5 до 1 Мвт равноценна высадке деревьев на площади приблизительно в 6 гектаров и сокращает выбросы парниковых газов на количество, примерно равное эмиссиям 10 тыс. автомобилей.
Украина, используя весь свой общий потенциал энергетического использования биогаза, могла бы сократить выбросы парниковых газов на 3,5 млн. т СО2-эквивалента.
Ежегодный энергетический потенциал биогаза в Украине (в эквиваленте природному газу)
Вид биогаза | Теоретический потенциал, млрд. ст. куб. м. | Возможный коэффициент, технический коэффициент использования | Технический потенциал, млрд. ст. куб. м. |
Биогаз из отходов животноводства | 2,32 | 0,7 | 1,624 |
Биогаз из твердых бытовых отходов (ТБО) | 0,90 | 0,6 | 0,54 |
Биогаз из осадков станций аэрации | 0,15 | 0,6 | 0,09 |
Биогаз кукурузы как энергет. культуры | 1,12 | 0,7 | 0,79 |
Всего | 4, 5 | – | – |
Данные Института газа НАН Украины.
Разработчики законодательства, поддерживающего альтернативную энергетику, исходили из простого предположения, что то, что невыгодно сегодня, станет целесообразным завтра. И если допускается, что энергия солнца и ветра в обозримом будущем сравняется по цене с энергией ТЭС, ГЭС и АЭС, почему то же не произойдет с энергией биомассы и ТБО (твердых бытовых отходов)? Тем более что в случае с ТБО выгода – не только чисто экономическая, ведь извлечение и сжигание биогаза наших свалок благотворно скажется на экологии. (Ugmk.info/Химия Украины, СНГ, мира)