Федеральная антимонопольная служба и “Газпром нефть”, входящая в пятерку крупнейших российских нефтяных компаний, подписали правила реализации бензинов, дизельных топлив, а также авиатоплива на оптовых рынках РФ, сообщило ведомство.
ФАС отмечает, что в течение этого года планируется переход “Газпром нефти” на новые практики ведения сбытовой деятельности, расширение сети ее филиалов. “Правила торговой практики в отношении реализации нефтепродуктов на оптовых рынках в РФ устанавливают принципы, условия, способы, направления реализации нефтепродуктов ОАО “Газпром нефть”, квалификационные требования, предъявляемые к покупателям, а также содержат основные сведения о порядке определения цен, логистических возможностях поставки, порядке заключения договоров купли-продажи (поставки) нефтепродуктов”, – говорится в сообщении.
Замглавы ФАС Анатолий Голомолзин сообщил, что результатом внедрения торговых практик станет разделение сбытовой деятельности в области бензинов и дизельного топлива на опт, мелкий опт, розницу и хранение. “Это будет способствовать увеличению открытости и прозрачности продаж, и позволит обеспечить недискриминационный допуск потребителей на розничный и оптовый рынок нефтепродуктов”, – приводятся слова Голомолзина в сообщении.
Ранее ФАС подписала подобные торговые практики с “Башнефтью” и ТНК-BP , они касались рынков дизельного топлива и бензина.
По мнению ФАС, подписание торговых практик, в частности, позволит обеспечить максимальную прозрачность процесса сбытовой деятельности нефтяной компании, что поможет предупредить нарушения законодательства.
Приоритетом для “Газпром нефти”, согласно торговым практикам, должны стать равные условия для ее собственных АЗС, розничных продавцов бензина и других участников рынка розничных продаж.
Голомолзин также подчеркнул, что впервые была утверждена торговая политика в сфере авиатоплива. Торговые практики в отношении реализации авиатоплива на оптовых рынках РФ направлены на закрепление условий функционирования конкурентного рынка авиатоплива. Приоритетом торговой практики станет реализация авиатоплива для нужд гражданской и военной авиации. При этом не менее 10% авиатоплива будет реализовываться на биржевых торгах. Авиакомпании также имеют право на приобретение авиатоплива по прямым контрактам с “Газпром нефтью”. Реализация топлива по прямым договорам для удовлетворения потребностей авиакомпаний находится в равном приоритете с возможностью приобретения топлива через дочерние и зависимые общества компании.
ОАО “Газпром нефть” (ранее – “Сибнефть”) является дочерним предприятием “Газпрома”, которому принадлежат 95,68% акций.
“Газпром нефть” была фигурантом трех так называемых “волн” масштабных штрафных санкций, примененных антимонопольной службой к нефтяникам за нарушения на внутреннем рынке топлива. Так, в конце 2011 г. “Газпром нефть” была оштрафована на 979,3 млн. руб., “Роснефть” – на 1,75 млрд. руб., “Башнефть” – на 778 млн. руб., «ЛУКойл» – на 609 млн. руб. В марте 2012 г. ФАС оштрафовала ТНК-ВР на 1,4 млрд. руб. за завышение цен на топливо в 2011 г.
В ходе первых двух “волн” разбирательств из-за неоправданного завышения цен на нефтепродукты под санкции ФАС попали четыре компании – “Роснефть”, «ЛУКойл», “Газпром нефть” и ТНК-ВР. Общая сумма штрафов для нефтяных компаний в рамках двух “волн” антимонопольных дел в 2008-2009 гг. составила примерно 26 млрд. руб., причем в рамках “второй волны” санкции были жестче. Однако позднее ведомство заключило несколько мировых соглашений с нефтяными компаниями, снизив претензии до 15 млрд. руб. (Нефть России/Химия Украины, СНГ, мира)