Природный газ пользуется большим успехом в качестве моторного топлива на рынках многих стран. Большие запасы, экологичность, хорошие моторные свойства и низкая цена – основополагающие факторы успеха сжатого газа. Было так и в Украине, пока в 2009 г. страна не получила $450/1000 куб. м российского газа. Нивелирование важнейшего ценового фактора привело к молниеносной стагнации рынка, сокращению и без того жидкой сети заправок и переориентации экономных потребителей на сжиженный газ пропан-бутан. Даже с сегодняшней ценой природный газ остается более выгодным по сравнению с бензином топливом, да и превосходства в химико-физических свойствах никто не отнимал, но для восстановления рынку необходима государственная поддержка.
Природный сжатый (компрированный) газ (СКГ), используемый для заправки автомобиля, – это тот же метан, что и в конфорках бытовых кухонных плит. В мировых масштабах это топливо рассматривается как одно из самых перспективных. Среди козырей эксперты отмечают экологичность, экономичность, увеличение срока эксплуатации транспортного средства. Например, содержание вредных веществ в выхлопных газах автомобилей с карбюраторным двигателем, оборудованных метановым ГБО, снижается на 70%, с дизельным двигателем – на 53%. При этом расход 1 куб. м метана в автомобиле эквивалентен потреблению 1 л пропана-бутана или около 0,85 л бензина. Специалисты также обращают внимание на значительные запасы газа. “Темпы прироста запасов метана вдвое обгоняют темпы прироста запасов нефти”, – подчеркнул замдиректора НТЦ “Психея” Геннадий Рябцев. В украинских реалиях этот фактор не такой значимый для развития рынка, поскольку газ собственной добычи используется исключительно для нужд населения, а для промышленности и заправки автомобилей поставляется импортный газ российского происхождения. Именно этот недостаток повлиял на развитие розничного рынка метана в Украине.
Рынок автомобильного метана в Украине развивался до конца 2008 г. – начала 2009 г. В благоприятном 2007 г. цена метана составляла 60% цены сжиженного газа и 35% цены А-95, на переоборудование автомобиля выстраивались очереди. По приблизительным расчетам, затраты на установку ГБО на грузопассажирскую “Газель” окупались за 3,5 месяца. После подписания новых газовых соглашений с Россией в конце 2009 г. цена российского газа на АГНКС (автомобильная газонаполнительная станция) подскочила до 6,5 грн./куб. м. Пропан, например, в то время стоил почти вдвое дешевле. Как отметил директор по вопросам строительства АЗС компании “Фактор” Александр Горбунов, высокая цена “фактически съела рынок сжатого газа”. Упадок был резким и продолжается по сей день. Заправки стали закрываться, а очереди к СТО испарились. “В докризисном для рынка 2008 г. мы устанавливали порядка 100 комплектов метанового ГБО в месяц. Сегодня если 1-2 автомобиля в месяц оборудуем – хорошо. Метан ставят только фанаты”, – отметили в компании “Профигаз”. Достоверных цифр по реализации газа через АГНКС в Украине нет, однако оценки экспертов показывают, что потребление с 2009 г. по 2012 г. упало более чем вдвое до 263 млн. куб. м. Это значит, что владельцы переоборудованных автомобилей мигрировали на другое топливо. Параллельный рост продаж сжиженного газа показывает, куда ушла основная часть потребителей, стремящихся к экономии.
“Цена переоборудования среднестатистического автомобиля (Chevrolet Aveo) под пропан обойдется в 6 тыс. грн. и окупается за 17 тыс. км, на метане пробег для окупаемости – 30 тыс. км, а это уже 1,5 года. Интерес гораздо ниже”, – подчеркнул начальник отдела по работе с клиентами компании “Авто Газ Глобал” Евгений Устименко. По его словам, с грузовым транспортом ситуация схожая. Неудивительно, что с такими продажами об окупаемости АГНКС также речь не идет. “За последние 5 лет количество участников розничного рынка метана сократилось на 22%, более того, с 2009 г. по 2012 г. выведено из эксплуатации 28 газозаправочных станций”, – констатируют специалисты ассоциации “Газовые трейдеры Украины”. При этом количество газовых станций с 2009 г. растет не более чем на 5-10 объектов в год. По информации издания “Энергобизнес”, постепенно сокращается количество одиночных АГНКС – с 2008 г. по 2013 г. их доля сократилась с 49,8% до 27,7%. Более чем вдвое возросла доля небольших сетей из 2-4 станций – с 10,8% до 21,8%. Другими словами, почти все “одиночники” уже разорились.
Специалисты в сложившейся ситуации радужных перспектив для метана пока не видят. “Перспективы метана на украинском рынке довольно пессимистичны. Установщиков ГБО мало, катастрофически не хватает АГНКС, информация по заправкам практически отсутствует”, – уверен Рябцев.
Согласен с коллегой замдиректора “Консалтинговой группы А-95” Артем Куюн: “Цены на сжиженный газ демонстрируют снижение, в то время как метан четко завязан на контрактной стоимости российского газа. Даже при выравнивании цен стоимость оборудования под метан выше, пробег на полном баллоне меньше”. Он напоминает, что потребителям метана сегодня доступны в Украине лишь 320 точек, в то время как сеть пропановых заправок перевалила за 2500.
Вопрос где заправиться стоял перед потребителями метана и в хорошие времена. Запас хода среднего авто на полных баллонах – 200 км, а АГНКС есть далеко не везде. Например, в столице действуют всего 4 АГНКС (в Киевской области – 13). В Одесской и Днепропетровской областях и Крыму расположены 5 АГНКС, а в некоторых регионах – меньше. В 2010 г. о планах инвестировать $100 млн. в строительство сети АГКНС заявлял “Газпром”. Этого хватило бы на 80-100 заправок, однако дальше деклараций дело не пошло. В итоге ГБО не устанавливается, в частности, из-за неразвитости сети, сеть не развивается из-за отсутствия спроса. Замкнутый круг.
Как показывает мировой опыт, основные очаги потребления автомобильного метана – газодобывающие страны, среди которых Пакистан, Иран, Аргентина, Бразилия, Китай. Там же, где нет газа или населению не хватает стимула отказаться от привычного бензина в пользу более экологичного метана, ситуацию в руки берет государство. Например, Россия планирует половину общественного транспорта в городах-миллионниках перевести на газ. Аналогичным путем в свое время пошла Чехия, которая в итоге добилась хороших результатов.
Очевидно, что в украинской ситуации восстановление рынка автомобильного метана возможно только посредством государственного стимулирования. Сегодня коммунальная техника, оставшаяся с советских времен, – костяк клиентуры АГНКС. Очевидно, что перевод более свежего парка также возможен и экономически обоснован – газ хоть и не по 1,6 грн., но все еще ощутимо дешевле бензина. Для бизнеса поддержка может выражаться в льготах на ввоз оборудования, необходимого для строительства АГНКС, или ГБО для переоборудования транспорта под метан, упрощения процедуры регистрации и т. д. Ведь ни роста собственной добычи природного газа, ни удешевления российского ресурса ждать не приходится. (oilnews.com.ua/Химия Украины, СНГ, мира)