2013 г. стал самым спокойным для топливного рынка за все 5 лет после кризиса. Это произошло благодаря и стабильным мировым ценам, и отсутствию инициатив от чиновников (они были, однако успеха не имели). Есть осторожный оптимизм и в отношении 2014 г. Нетипичность 2013 г. подчеркнута хотя бы тем, что цены на АЗС снизились на фоне относительно стабильных цен на нефть в течение года. Так, наиболее популярная марка А-95 подешевела на 3% (до средних по рынку 10,65 грн./л), а дизтопливо – на 5% до 9,49 грн./л. Отсутствие жесткой привязки розничных цен к мировой конъюнктуре, что было свойственно рынку в предыдущие периоды, стало отличительной чертой рынка в 2013 г. Так, ритейлеры сначала “не заметили” существенного роста цен на нефть в январе-феврале (до рекордных $116/барр.). Потом не отреагировали на снижение до $102 за “бочку” в апреле, а затем не подали признаков жизни при подъеме цены до $112/барр. в сентябре. И совсем странным был финиш: на фоне стабильности внешних котировок средние розничные цены в течение сентября-декабря суммарно провалились на 40-60 коп./л. Однако еще более странной может показаться эта картина, если заглянуть за кулисы. Самым ярким моментом года стала сначала внезапная поломка на Мозырском НПЗ в августе и последующий двухмесячный плановый ремонт предприятия, на долю которого приходится более 30% рынка Украины. Выход из строя крупнейшего поставщика произошел на пике сезонного потребления и на волне роста цен на нефть.
Казалось, нехватка ресурса и рост цен на колонках неизбежен. Однако эти ожидания не оправдались, более того, с октября цены начали планировать вниз. К тому времени рынок оказался “перелит” и бензином, и дизтопливом, которое трейдеры привезли через морские порты. Все перипетии происходили с минимальным участием различных госведомств. Не вызывает сомнений, что предоставленная рынку возможность самому разобраться с проблемами сыграла ключевую роль в счастливом завершении этой истории. Извечные угрозы “отсечь спекулятивную составляющую”, “не допустить сезонного роста цен” и прочие обычно настораживали участников рынка и не способствовали увеличению поставок, ведь рисковать никто не хотел. Но практика показала, что рынок может сам решать проблемы, а вмешательство извне, особенно в ответственные периоды, дает обратный результат. Чем может помочь правительство рынку? Нет ни ресурса, ни денег. Да и рычагов тоже фактически нет. Иными словами, пользы от нагнетания ситуации никакой, а риски дестабилизировать ситуацию вполне реальные. Похоже, осознает это и новая команда Минэнергоугля.
Ключевые категории потребителей – автомобилисты и промышленники – повлияли на спад объемов продаж в 2013 г. Промышленность снизила закупки топлива на 6,3% по сравнению с 2012 г., потребление промсектором соответствует уровню 2011 г., а частный автотранспорт показал снижение потребления бензина на 4,5%. При этом 2013 г. стал рекордным по объемам продаж сжиженного газа, основной альтернативы бензину. Этот рынок достиг 900 тыс. т и тем самым указал на желание автовладельцев сэкономить. Вторым доказательством этого факта является постепенное увеличение продаж на АЗС дизтоплива – почти на 180 тыс. т, или на 9,8% по сравнению с показателем 2012 г. Самый массовый нефтепродукт в Европе набирает обороты в Украине не в последнюю очередь благодаря постепенному улучшению качества “солярки”.
Что касается цен на нефтепродукты в 2014 г., то они будут зависеть от двух ключевых составляющих. В украинской цене бензина и ДТ до 60% приходится на нефтяную составляющую и порядка 33% на налоговую (акциз и НДС). Спрогнозировать мировые цены на нефть крайне сложно, но если пытаться обобщить существующие на этот счет мнения, то подорожания особо не ждут. Экономика планеты слаба, потребление энергоресурсов сокращается. Однако природные катаклизмы, политическую напряженность и прочие форс-мажоры исключать нельзя. Вроде бы все понятно и с налоговой частью. На 2014 г. планировалось пролонгировать прежние ставки акциза. Уверенности добавило бы ознакомление с принятым парламентом вариантом закона о бюджете на 2014 г., но его видели даже не все депутаты. В 2013 г. правительство неустанно муссировало вопрос о необходимости повышения топливных акцизов в контексте тяжелого положения в дорожной отрасли. Но не меньше запомнилась и реакция общественности на эти робкие инициативы. Вопрос, по-видимому, тлеет в глубине министерских коридоров. Очевидцы сообщают, что на заседании Экспертно-аналитической группы по вопросам рынка нефтепродуктов советник министра энергетики И. Кирюшин сообщил, что консультации о повышении акциза на бензин могут в ближайшее время состояться на уровне вице-премьера Юрия Бойко. Пока ничто не предвещает особых ценовых колебаний. Есть факторы, которые будут способствовать усилению конкуренции на внутреннем рынке со всеми вытекающими последствиями. Речь, в частности, об анонсированном “Роснефтью” пуске мощного Лисичанского НПЗ, ожидающемся в мае 2014 г. Правда, по последним данным, на этом пути также возникли сложности. Сможет ли их преодолеть “Роснефть”? (oilnews.com.ua/Химия Украины, СНГ, мира)