Отстроенная ранее схема работы топливного рынка Казахстана с ее ежегодно утверждаемыми графиками поставок сырья на НПЗ, периодическими запретами на экспорт ГСМ и компенсацией дефицита высокооктанового топлива его импортом из России, с созданием размывающего товарные границы Таможенного союза оказалась не эффективной. Власти озаботились созданием “адекватной” политики на топливном рынке страны. Однако принимаемые властями меры не снимают накопившихся проблем, а лишь усугубляют их.
Бензиновая тема в Казахстане не сходит с повестки дня. За годы независимости в стране стали регулярными не только дефицит и рост цен на топливо при сохранении его низкого качества. Не менее регулярными стали и обещания властей избавить страну от этих проблем. Так, в сентябре 2011 г. министр нефти и газа Сауат Мынбаев объявил, что к середине октября вопрос о дефиците топлива в стране будет окончательно решен. Не случилось, стабилизация ситуации была отложена на конец года. Итог тот же. И это понятно, все эти годы власти не считали местную нефтепереработку приоритетным направлением развития. Чиновники утверждали, что новый НПЗ стране не нужен, достаточно модернизации трех существующих. Однако даже после проведения нескольких широко разрекламированных модернизаций самого старого Атырауского НПЗ (построен по ленд-лизу в 1945 г.) заявляемые при проведении модернизаций цели достигнуты не были. В настоящее время 86% от общего объема производимых на нем бензинов составляет бензин марки АИ-80. Не лучше ситуация и на заводе в Чимкенте. Например, начатое в 1998 г. строительство установки каталитического крекинга мазута мощностью 1,8 млн. т/год было остановлено из-за отсутствия финансирования и осталось незавершенным. Около 42% от общего объема производимых на нем бензинов также приходится на бензин марки АИ-80. Таким образом, технологические возможности имеющихся в стране нефтеперерабатывающих предприятий не позволяют осуществлять глубокую переработку нефти, в структуре производства нефтепродуктов преобладают мазут и низкооктановый бензин..
Проблемы есть, а решения?
В 2009 г. правительство Казахстана приняло комплексный план развития нефтеперерабатывающих заводов страны на 2009-2015 гг. Согласно ему 3 НПЗ планировалось реконструировать с увеличением объемов и глубины переработки нефти до 17,5 млн. т и 90% соответственно. При этом заявлялось о том, что будет, минуя стандарт Евро-3, производиться топливо стандартов Евро-4 и -5, а внутренние потребности Казахстана в бензине будут удовлетворены до 2030 г. Стоимость этой программы оценивалась в $4 млрд. Однако в октябре 2012 г. председатель правления нацкомпании “КазМунайГаз” Ляззат Киинов заявил, что на обновление мощностей трех НПЗ потребуется более $6 млрд., при этом объем переработки сырья увеличится с 14 млн. т до 19,5 млн. т/год. А в январе 2013 г. глава “КазМунайГаза” проинформировал о том, что мощности НПЗ возрастут до 21 млн. т к 2022 г.
Но чем более оптимистичные цифры озвучиваются чиновниками, тем меньше доверия они вызывают. Во-первых, нацкомпания имеет большие проблемные инвестиции за рубежом и недостаток средств на развитие: ни один из ее масштабных зарубежных инвестпроектов ничего, кроме убытков, не принес. Во-вторых, несмотря на ожидаемый рост добычи (в том числе за счет Кашагана) неясно, где будут браться необходимые объемы сырья для переработки на модернизированных заводах: существующая в стране налоговая система стимулирует нефтяные компании к экспорту добываемой нефти, а не увеличению загрузки местных НПЗ. Работа последних по давальческой схеме и низкие экспортные пошлины на сырую нефть делают экономически целесообразной ее продажу за рубеж. Главное, у Казахстана нет рычагов, которые могли бы заставить работающие в стране иностранные добывающие компании поставлять нефть на местные заводы. Эти сомнения стали находить подтверждение. На прошедшем в парламенте в конце апреля 2013 г. правительственном часе министр нефти и газа Сауат Мынбаев сообщил о том, что после завершения реконструкции заводов Казахстан перейдет на стандарт Евро-3 для бензина АИ-92. А как же обещанный ранее качественный скачок сразу к Евро-4 и -5? Глава нефтяного ведомства поведал и том, что мощностей трех действующих НПЗ “к 2025 г., может быть с 2023 г., будет не хватать для обеспечения потребностей внутреннего рынка, в 2017 г. надо принимать решение о строительстве нового НПЗ”. А как же запланированное комплексным планом модернизации насыщение внутреннего рынка страны собственным бензином до 2030 г.? “Осчастливили” власти и еще одним запретом – запретом на ввоз с 1 июля 2013 г. автомашин, рассчитанных на стандарт бензина ниже Евро-4, а с 2014 г. эти стандарты будут введены для автомобилей, собираемых в Казахстане. Смысла в этой затее нет, поскольку в стране топливо таких стандартов не производится.
«Нет» российскому бензину
Этим топливная эквилибристика в правительстве не закончилась. С целью сокращения российского импорта власти озаботились созданием “адекватной” политики на топливном рынке страны. В частности, было дезавуировано обещание Сауата Мынбаева о том, что запрета на ввоз российских нефтепродуктов “не будет, мы заинтересованы в поставках российских нефтепродуктов”. Глава правительства Серик Ахметов в конце апреля 2013 г. подписал постановление, до конца года ограничивающее импорт нефтепродуктов из России. Так, национальной железнодорожной компании “Казахстан темир жолы” (КТЖ) поручается полностью ограничить поставки в Казахстан из России бензина марок Аи-92, Аи-95, Аи-96, Аи-97, Аи-98 до 1 июля 2013 г. Поставки дизельного топлива ограничиваются до 1 октября 2013 г., бензина Аи-80 и мазута – до конца года. Следует отметить, что чиновники вводят ограничения, несмотря на большую (до 40%) зависимость от российского импорта. В частности, по итогам 2012 г. Россия поставила в Казахстан около 1,3 млн. т светлых нефтепродуктов. Крупнейшим российским поставщиком бензина и дизельного топлива в страну является “Газпром нефть”.
В профильном министерстве (МНГ) принято решение о предоставлении только трем компаниям – АО “КазМунайГаз”, ТОО “Petrosun”, ТОО “Petroleum Operating” -.разрешения на квотированный ввоз ГСМ из России (ранее осуществлять поставки могла любая компания). Таким образом, предпринимателей лишают альтернативы по приобретению топлива. Это, наряду с появлением нового оптового посредника в лице этих компаний, приведет к переделу и монополизации внутреннего рынка нефтепродуктов. Кроме трех компаний-операторов никто от этого не выиграет. Получается, что профильное министерство, жертвуя экономикой страны, лоббирует интересы крупного казахстанского бизнеса.
Отчасти понять такое решение правительства можно. Введение с 1 января 2013 г. в России запрета на оборот нефтепродуктов ниже стандарта Евро-3 привело к тому, что казахстанские нефтетрейдеры стали по демпинговым ценам скупать этот бензин. Так, в январе-феврале 2013 г. его импорт увеличился до 458 тыс. т с 386 тыс. т годом ранее. По данным участников рынка, к концу февраля резервы Аи-92 на нефтебазах достигли 220 тыс. т по сравнению с 155 тыс. т в конце предыдущего месяца. За 4 месяца зашли 610 тыс. т бензина, что превысило половину годовой нормы.
Заявление Мынбаева о том, что хранилища заводов забиты собственной продукцией, вызывает недоумение. НПЗ в Казахстане работают по давальческой схеме: они не являются владельцами ни сырой нефти, ни полученных из этой нефти нефтепродуктов. Компании-давальцы поставляют нефть на завод, НПЗ ее перерабатывает, получает за процессинг деньги. Нефтепродукты принадлежат тем, кто поставлял нефть на завод. И если топливохранилища заполнены нефтепродуктами, то это говорит о том, что владельцы не смогли их реализовать на рынке. И, похоже, именно давальческим компаниям понадобился запрет на ввоз топлива из России, чтобы не потерять свою супермаржу.
Оптовый вопрос
В конце марта 2013 г. председатель Агентства по регулированию естественных монополий (АРЕМ) Мурат Оспанов заявил о том, что соответствующие госорганы достигли согласия в вопросе необходимости регулирования не только розничных (как это происходит с 2009 г.), но и оптовых цен на ГСМ. Казалось, что поднимаемая более года Казахстанской топливной ассоциацией проблема нашла решение. Государственный контроль за оптовыми ценами на нефтепродукты позволит автоматически устранить с топливного рынка страны всех посредников и перекупщиков. Дело оставалось за малым: внести соответствующие изменения в законодательство о продаже ГСМ, которое “ведет” Министерство нефти и газа. Однако гладко было на бумаге. Профильное ведомство, поддерживая инициированные группой депутатов поправки в Закон “О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов” (в которых предлагается исключить оптовых поставщиков нефти на НПЗ из категории оптовых поставщиков нефтепродуктов) и ссылаясь на якобы “непреодолимые разногласия” некоторых ведомств в этом вопросе, пытается либо заволокитить законодательное оформление решения о госрегулировании оптовых цен на ГСМ, либо выхолостить его суть. Это позволит поставщикам нефти на НПЗ, не попадая под действие закона, свободно и бесконтрольно заниматься оптовой реализацией нефтепродуктов.
Отстроенная ранее схема работы топливного рынка страны, когда отраслевое министерство ежегодно утверждало графики поставок сырья на НПЗ, вводило запреты на экспорт ГСМ и компенсировало нехватку высокооктанового топлива его импортом из России, с созданием размывающего товарные границы Таможенного союза оказалась не эффективной. Однако предпринимаемые властями действия не снимают накопившихся проблем, а только усугубляют их. (oilnews.kz/Химия Украины, СНГ, мира)