Продолжающееся ослабление курса рубля привело к повышению привлекательности экспорта нефтепродуктов по сравнению с реализацией на внутреннем рынке. В сложившейся ситуации нефтяным компаниям выгодно отправлять на экспорт все топливо, за исключением того, что требуется для снабжения фирменных сетей АЗС. Биржевые цены на бензин Аи-92, по данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, выросли на 1812 руб./т (+5,8%), Аи-95 – на 1475 руб./т (+4,5%). В информационной справке Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса, подготовленной к заседанию штаба Минэнерго по мониторингу производства и потребления нефтепродуктов в России, сообщается, что объем экспорта товарного бензина из России за первые две недели января составил 206,3 тыс. т. При этом объем товарных запасов топлива на НПЗ и нефтебазах снизился с рекомендованного Минэнерго уровня 1,7 млн. т до 1,4 млн. т. В то время, как на оптовом рынке ощущается нехватка свободных ресурсов и цены идут вверх, государственные регулирующие органы требуют удержания розничных цен на прежнем уровне. Федеральная антимонопольная служба напомнила участникам рынка о недопустимости публичных высказываний относительно возможного роста потребительских цен на топливо и ожидания дефицита нефтепродуктов в России. По словам начальника управления контроля ТЭК ФАС Дмитрия Махонина, розничные цены на бензин сегодня стабильны, предпосылок для их повышения нет. “Мы постоянно отслеживаем ситуацию. Если появятся признаки сокращения производства топлива или существенное снижение его отгрузки на внутренний рынок, то ФАС предпримет меры антимонопольного реагирования. Если независимые покупатели бензина обвиняют крупные компании в договорных сделках, пусть жалуются в Банк России, который занимается расследованиями таких фактов. Панику на рынке нагнетают нефтепродуктовые трейдеры, которые боятся потерять “лишнюю” прибыль. Разорение им не грозит, поскольку, по данным ФАС, сейчас маржа независимых продавцов бензина Аи-92 составляет 6 руб. с литра, Аи-95 – 8 руб. Это разница между продажей в рознице и покупкой автомобильного топлива в опте”, – сообщил Д. Махонин.
Таким образом, владельцам частных АЗС надеяться на помощь со стороны государства не стоит. При этом далеко не все участники рынка сохраняют такой же оптимизм, как представители ФАС. Особенностью топливного бизнеса является выраженный циклический характер изменения розничной маржи. Зимой АЗС уменьшают объем реализации вслед за сезонным снижением спроса, но при этом зарабатывают относительно много с каждого проданного литра топлива. Летом, в период пикового спроса, маржа снижается до минимума на возрастающих объемах реализации. Эксперты отмечают, что в начале зимнего сезона маржа независимых АЗС действительно была высокой, но сейчас она снижается.
По мнению генерального директора некоммерческого партнерства “Совет по товарным рынкам” Александра Гудкова, нынешняя ситуация в перспективе может грозить банкротством ряду продавцов бензина. “Зимой-2013/14 накопить достаточного финансового запаса независимым АЗС может не получиться”, – сказал он. Чтобы избежать банкротства, владельцы автозаправочных станций ищут покупателей на свои активы. Информационные системы, предоставляющие информацию о продаже готового бизнеса, сейчас показывают значительное число предложений со стороны собственников небольших сетей АЗС. Обычно такие сети, расположенные в Москве, Московской области или соседних регионах, состоят из 10-20 заправочных станций. Зачастую на них установлено современное оборудование, имеются дополнительные сервисы – кафе, магазины, мотели. Но уверенность в стабильной работе дает только вхождение в состав крупной нефтяной компании, имеющей собственное производство нефтепродуктов и поэтому мало зависящей от нестабильности рынка.
Проблема в том, что крупные компании не проявляют заинтересованности в скупке АЗС. Период активного создания и расширения фирменных розничных сетей давно завершился. Самая свежая новость о том, что “Газпром нефть” приобрела сеть бензоколонок, датирована 2012 г. “ЛУКойл” также не стремится покупать заправочные станции. Как сообщил источник в компании, “в настоящее время вопросы о покупке сетей или отдельных АЗС в компании не рассматриваются”. “ЛУКойл” лишь собирается активно модернизировать собственные АЗС. В отсутствии выраженного интереса со стороны крупных компаний небольшим сетям АЗС придется решать проблемы самостоятельно. Кому-то удастся поддержать бизнес за счет доходов, получаемых от продажи автомобилистам сопутствующих товаров и оказания дополнительных услуг. Другие, вероятно, сумеют найти возможности для снижения издержек за счет повышения эффективности. Какие-то АЗС станут банкротами. Для потребителей описанные выше проблемы малого бизнеса непосредственной угрозы не несут. Больше половины АЗС контролируется вертикально интегрированными нефтяными компаниями, которые не допустят дефицита топлива в своих розничных сетях и будут выполнять предписания регулирующих органов в области ценовой политики. Если курс рубля продолжит снижаться, цены на АЗС постепенно пойдут вверх, но рост будет плавным.
Независимая российская розница стоит на пороге очередного сложного периода, когда закупка топлива будет ползти вверх, а на “пистолете”, где правят ВИНКи, если и будет повышаться, то очень медленно. А возможно и не будет, это как решат власти. Именно это привело к удушению независимой розницы в России, которая сегодня стоит на продаже, но не находит покупателей. Так и сформировался рынок без рынка. (Интерфакс/Химия Украины, СНГ, мира)