Латинская Америка представляет собой крупный и быстро развивающийся нефтяной рынок, обладающий значительными резервами. Многие латиноамериканские страны экспортируют нефть, а сектор разведки и добычи на протяжении ряда лет процветает, благодаря высоким мировым ценам. В большинстве стран правительство является крупным, если не единственным игроком нефтяной отрасли. Нефтеперерабатывающие заводы – неотъемлемая часть энергетического бизнеса. Во многих странах государство контролирует деятельность НПЗ, даже если они ориентированы на небольшие рынки и едва выдерживают международную конкуренцию. Некоторые из крупнейших заводов строились и модернизировались как экспортные центры. Другие НПЗ ориентированы прежде всего на внутренний рынок, но их мощности избыточны и они готовы экспортировать излишки. Экспорт осуществляется преимущественно в страны Южной, Центральной и Северной Америки, где существует высокий уровень интеграции нефтяных рынков. Но последние события меняют ситуацию на рынке, латиноамериканские НПЗ оказываются в непривычной бизнес-среде. Нефтяной спрос в Латинской Америке в 1965-2012 гг. характеризовался двумя особенностями. Во-первых, в течение этого периода отмечался устойчивый рост спроса. Темпы этого роста были незначительными и составляли в среднем 3% в год на протяжении 47 лет. В 1965 г. объем рынка оценивался в 1,6 млн. барр./день. В 1977 г. он достиг 3 млн. барр./день, в 1994 г. – 4 млн. барр., в 2004 г. – 5 млн. барр., а в 2012 г. – 6,5 млн. барр. Во-вторых, спрос постоянно смещается в сторону средних и легких дистиллятов, а спрос на мазут в настоящее время снижается. Спрос на более дорогостоящую продукцию ставит перед НПЗ региона непростую задачу по производству дизельного топлива и бензина с низким содержанием серы из высокосернистой нефти. Проблема усугубляется тем, что во многих странах государство регулирует цены на нефтепродукты, что уменьшает рентабельность НПЗ.
Перерабатывающие мощности в Латинской Америке быстро увеличивались в 1960-е годы, но в начале 1980-х годов, когда наступило глобальное перепроизводство, их пришлось снижать. Суммарное производство дистиллятов в регионе в 1965 г. составляло около 3,56 млн. барр./день, а к 1978 г. превысило 7,2 млн. барр. Однако в 1986 г. мощности сократились до 5,8 млн. барр./сут. В конце 1980-х годов произошел обвал нефтяных цен. Перерабатывающие мощности начали расти и достигли примерно 6 млн. барр./день в 1990 г., когда вновь наступила стагнация. Пик пришелся на 2009-2010 гг., в этот период мощности составляли 6,6-6,7 млн. барр./день. Однако североамериканский рынок уменьшается на фоне продолжающегося роста производства. Экспортно-ориентированные НПЗ Латинской Америки стали неконкурентоспособными, это привело к закрытию 2 крупных заводов в странах Карибского бассейна – НПЗ Hovensa мощностью 500 тыс. барр./день на Виргинских островах и НПЗ Valero мощностью 235 тыс. барр./день в Арубе. В 2012 г. суммарный объем производства дистиллятов в Латинской Америке снизился до 5,9 млн. барр./день.
Богатство нефтяных запасов, рост внутреннего рынка и воля правительств и компаний должны были бы стать силой, продвигающей проекты строительства НПЗ в Латинской Америке. Тем не менее, большинство амбициозных планов сильно отстает от графиков и сталкивается с перерасходом смет, поэтому перспективы выглядят не радужными. Перемены на нефтяном рынке Америки заставляют пересматривать концепции, положенные в основу строительных проектов. Причина – экспортно-ориентированным НПЗ приходится конкурировать за более отдаленные рынки, в основном – азиатские, на фоне сокращения их доступа на рынки Южной и Северной Америки. Рынок США насыщен нефтепродуктами, многие латиноамериканские компании импортируют из США конечные продукты, включая бензин и дизельное топливо. Это оказывается выгоднее, чем попытки экспортировать нефтепродукты в США. В 2005 г. США импортировали из Латинской Америки 1,062 млн. барр. нефтепродуктов в день, а экспортировали на рынки региона 221 тыс. барр./день. Теперь баланс радикально изменился. В январе-сентябре 2013 г. США импортировали в среднем 188 тыс. барр. нефтепродуктов в день, тогда как Латинская Америка получала из США 1,146 млн. барр. ежедневно. Некоторые из этих поставок используются в электроэнергетике, другие – компенсируют потери от плановых и внеплановых остановок НПЗ. Импорт необходим еще и потому, что многие запланированные в Латинской Америке заводы так и не построены.
В Латинской Америке много небольших и технически несовершенных НПЗ, которые производят некачественное топливо. Многие из них давно пора модернизировать. Но растущая конкуренция на внешнем рынке означает, что модернизацию следует ориентировать на внутренний спрос. Субсидирование цен на топливо во многих странах Южной Америки сдерживает инвестиции в их нефтепереработку.
В США на протяжении десятилетий не было построено с нуля ни одного завода, а инвестиции в НПЗ были ограничены из-за необходимости выполнять требования экологов. Вполне возможно, что южноамериканская нефтепереработка вступает в аналогичный этап развития. Потому что только производство качественного топлива гарантирует латиноамериканским компаниям расширение доступа на экспортные рынки. (nefttrans.ru/Химия Украины, СНГ, мира)