Вызванные Covid-19 потрясения на мировом рынке природного газа, за которыми последовала война России с Украиной, подрывают позиции многих стран Латинской Америки как покупателей СПГ на спотовом рынке и начинающих экспортеров.
Приостановка Россией поставок по газопроводу “Северный поток-1” мощностью 55 млрд. куб. м будет поддерживать более высокие цены на СПГ, что является проблемой, когда многие латиноамериканские страны избегают долгосрочных контрактов на поставку, заявили выступающие на конференции Института Америки по энергетике Латинской Америки в Ла-Хойя, Калифорния, на этой неделе.
Медленно развивающиеся мощности по экспорту СПГ, строящиеся сейчас в Латинской Америке, также не выиграют от этого всплеска.
“Чтобы пустить завод по производству СПГ, требуется около четырех лет, – сказал Амин Судани, менеджер совместных предприятий TotalEnergies по производству СПГ в Северной Америке. – Шок, который мы наблюдаем сегодня, пройдет через столько же лет”.
СПГ-завод Energia Costa Azul на тихоокеанском побережье Мексики, совместное предприятие TotalEnergies с Sempra на 3,25 млн. т/год, был единственным объектом СПГ, получившим положительное окончательное инвестиционное решение в мире в 2020 г. – в разгар пандемии, когда цены на СПГ упали. В Мексике разрабатываются семь проектов, чтобы воспользоваться избыточными и более дешевыми поставками газа из США, но страна еще не начала экспортировать СПГ.
Тринидад и Тобаго (и Перу) являются единственными экспортерами СПГ в Латинской Америке, при этом некоторые разработки также строятся в Аргентине и Бразилии .
Но последствия пандемии задержали окончательные инвестиционные решения по объектам СПГ в целом на два-четыре года, сказал Кристофер Гонсалвес, председатель консалтинговой компании BRG Energy and Climate.
СПГ теряет краткосрочную привлекательность. Капитал больше не гоняется за проектами по разведке и добыче отчасти из-за запутанных политических сигналов о роли газа в энергетическом переходе, откладывая развитие разведки и добычи, необходимое для поставок газа. Газ, особенно СПГ, уже не обязательно рассматривается как доступное, надежное и экологически чистое энергетическое решение. “Я чувствую, что ущерб уже нанесен”, – сказал Гонсалвес с точки зрения доверия к поставкам газа.
Отказ от использования СПГ или другой технологии, которая может более легко поставлять энергию за пределы трубопроводных сетей, может стать упущенной возможностью для Латинской Америки, где большая часть населения не имеет доступа к природному газу из трубопровода, сказал Уоррен Леви, исполнительный директор. мексиканского независимого оператора Jaguar Exploration.
Потребители платят за энергию во много раз больше, например, в южной части Кампече, Мексика, по сравнению с северной частью Нуэво-Леона, Мексика, где есть доступ к более дешевому импорту из США, это может привести к еще большему социальному конфликту, что еще больше подорвет шансы на улучшение. “Мы собираемся увеличить социальный разрыв, если не решим эту проблему”, – сказал Леви.
Но теперь будет мало стимулов для продажи СПГ в Латинской Америке. Большая часть экспорта Перу идет в Азию, на которую уже приходится около 70% мировых поставок, поскольку она готова платить надбавку. Как отметил Судани, большая часть новых поставок, которые поступят в ближайшие несколько лет, скорее всего, будет перераспределены в сторону Европы, если поставки из России по-прежнему будут перекрываться.
По словам Леви, в Латинской Америке не было координации между правительствами – ни промышленность, ни США не помогали в этом, – что могло бы сделать СПГ топливом для переходного периода в регионе.
Такие страны, как Сингапур, которые сосредоточили внимание на энергетической безопасности с помощью долгосрочных контрактов, более защищены от скачков цен, сказал Хуан Пареха, новый бизнес-менеджер Shell по СПГ в Южной Америке. Большая легкость в развитии могла бы смягчить следующий шок. Но пока цены просто реагируют на спрос.
“То, что вы видите, – это хорошо функционирующий рынок, – сказал Пареха. – Хотя спотовые цены не приятны”. (argusmedia.com/Химия Украины и мира)