Южнокорейские нефтяные компании предпринимают отчаянные попытки повысить прибыль на фоне снижения маржи традиционного перерабатывающего бизнеса и неясных перспектив глобального спроса на нефтепродукты. За последнее десятилетие они резко увеличили экспорт продуктов в Индонезию, Вьетнам и другие страны Юго-Восточной Азии, стремясь компенсировать падение прибылей на корейском рынке. Однако эти страны начинают сокращать нефтепродуктовый импорт, расширяя собственные мощности, нанося тем самым удар по корейским нефтяным компаниям.
По оценкам аналитиков, Индонезия, которая является одним из крупнейших экспортных рынков для корейских нефтяных компаний, сократила импорт нефти из Южной Кореи на 55%, так как на ее экономике негативно отразилось сворачивание американской программы стимулирования. Вьетнам сократил импорт корейских нефтепродуктов на 48% в рамках долгосрочного плана по повышению конкурентоспособности своей нефтяной промышленности. Падение внешнего спроса создает большие проблемы для корейских нефтяных компаний. «Корейские переработчики в прошлом процветали, благодаря устойчивому внешнему спросу и их монопольной позиции на внутреннем рынке, – сказал аналитик Korea Investors Service Сун Ха Хек. – С начала 2000-х годов они осуществляли экспансию на зарубежных рынках, уменьшая зависимость от продаж на внутреннем рынке. В настоящее время они являются глобально-ориентированными компаниями, а это означает, что они утрачивают стабильность при снижении внешнего спроса».
По данным на сентябрь 2013 г., доля экспорта в доходах компаний выросла до 60,2% по сравнению с 36,9% в 2003 г.. Около 70% экспорта, по данным Корейской нефтяной ассоциации, осуществлялось в 2013 г. в 6 стран, включая Индонезию, Вьетнам и Китай. С ужесточением глобальной конкуренции и значительным снижением маржи переработки корейские компании вынуждены искать новые драйверы роста и корректировать бизнес-портфели.
Одним из вариантов является поглощение иностранных компаний для обеспечения стабильных источников спроса. Корейская S-Oil пытается купить United Petroleum, имеющую общенациональную сбытовую сеть в Австралии. В январе она выиграла тендер на приобретение австралийской компании, которая хочет продать контрольный пакет акций или создать СП с иностранным участием. Благодаря стратегическому партнерству с Saudi Aramco, которая является ее крупнейшим акционером, S-Oil нашла дополнительные возможности для бизнеса на зарубежных рынках. В настоящее время на долю экспорта приходится около 70% ее доходов.
«Корейские переработчики пострадали от значительного снижения маржи, связанного в основном с нисходящей спиралью мировых цен на нефть, – сказал аналитик Tongyang Securities Хван Гю Ен. – Строительство новых перерабатывающих мощностей в Китае затрудняет корейским компаниям конкуренцию на мировом рынке. В 2013 г. деловая среда стала менее благоприятной для них и в самой Южной Корее, и в других странах».
Действительно, создается впечатление, что 4 ведущих переработчика – SK Innovation, GS Caltex, S-Oil и Hyundai Oilbank – застряли в длинном темном тоннеле. В 2013 г. операционная прибыль SK составила 1,38 трлн. вон ($13,9 млрд.), то есть снизилась на 18,7% по сравнению с предыдущим годом. Операционная прибыль GS Caltex, S-Oil и Hyundai Oilbank снизилась на 81%, 49% и 40% соответственно. В рамках стратегий по выживанию компании уменьшили зависимость от традиционной нефтепереработки, увеличив свои доли в более перспективных и прибыльных секторах – нефтехимии и производстве смазочных материалов. Несмотря на это, почти 80% доходов они по-прежнему получают от традиционной нефтепереработки. Аналитики подчеркивают, что задуманные преобразования потребуют времени. В 2013 г. коэффициент, отражающий соотношение прибыли к продажам составил у перерабатывающих компаний в среднем 0,98%, что значительно ниже, чем средний показатель 2010 г., когда он составлял 2%. Это означает, что за последние 3 года их прибыль от нефтепереработки снизилась больше чем вдвое. При этом в южнокорейской промышленности в целом этот коэффициент в 2013 г. достиг 5,1%.
Мрачные перспективы перерабатывающего бизнеса вынудили компании взяться за другие проекты. В 2013 г. SK Innovation перепрофилировала 2 подразделения своей дочерней компании SK Energy на производство параксилола, используемого в производстве синтетических тканей, а также расширила трейдинговое подразделение, специализирующееся на нефти и нефтехимической продукции. GS Energy, головная компания GS Caltex, сосредоточила внимание на разработке природных ресурсов и производстве батарей для электронных устройств, а GS Caltex занимается вторичной переработкой, производством смазочных материалов и нефтехимической продукции. Hyundai Oilbank создала СП с японской Cosmo Oil, стремясь увеличить долю на рынке нефтехимии, и СП с Shell, позволяющее ей расширить производство смазочных материалов.
Ужесточение государственного регулирования усугубляет проблемы нефтяных компаний. Таможенное управление Южной Кореи недавно оштрафовало SK Energy, GS Caltex и Hyundai Oilbank на 700 млрд. вон ($655 млн.) за неправомерное использование системы возврата налогов на экспорт нефти для получения прибыли. Все 3 компании намерены оспаривать это решение. По закону компании должны платить налоги на импорт нефти, но могут вернуть затраченные средства, осуществив экспорт нефтепродуктов, произведенных из импортной нефти. Таможня подозревает, что переработчики занижали цены импорта и сообщали ложные сведения об импортерах с целью незаконного получения прибыли.
Таможенный налог для компаний снижается на 5%, если они импортируют нефть марки Brent, на которую распространяется соглашение о свободной торговле между Кореей и Евросоюзом. Однако они должны платить налог в полном объеме при импорте марки Dubai. Таможенное управление утверждает, что компании регистрировали продукцию, произведенную из нефти Brent, как произведенную из нефти Dubai. Кроме того, переработчиков критикуют за использование монопольной схемы нефтяных поставок для поддержания высоких цен на нефть на внутреннем рынке. Правительство неоднократно штрафовало переработчиков на большие суммы за нарушения антимонопольного законодательства.
В борьбе с противозаконной деятельностью нефтяных компаний власти Южной Кореи расширили национальную сеть АЗС самообслуживания и назначили Samsung Total Petrochemicals – СП компаний Samsung General Chemicals и Total – главным поставщиком этих АЗС. Правительство также осуществляет импорт нефти и прямые поставки на АЗС по более низким ценам. (Нефть России/Химия Украины, СНГ, мира)