Неразбериха с нефтепродуктами в Казахстане продолжается. Из государственных ведомств поступают про-тиворечивые заявления. Повышения цен на бензин в Казахстане в ближайшее время не ожидается, заявляет глава АО “КазМунайГаз” Сауат Мынбаев. “Какова будет ценовая политика на заправках “КазМунайГаза”? Она будет таковой, какую ее установит АРЕМ для всей страны. У нас нет отдельной политики по рознице и розничному ценообразованию. Мы работаем в рамках тех предельных цен, которые сегодня установлены АРЕМ. Повышения цен на бензин пока мы не ожидаем”, – сказал С. Мынбаев, отвечая на вопросы в ходе брифинга в Службе центральных коммуникаций.
Министр экономики и бюджетного планирования Ерболат Досаев заявляет, что “в целях насыщения внутреннего рынка республики и стабилизации цен на основные виды нефтепродуктов будут утверждаться графики поставок нефтепродуктов по областям и городам Астана и Алматы, а также ежемесячно устанавливаться предельно допустимые цены на бензин и дизельное топливо”. Более того, по словам министра, в Казахстане создается единый оператор по поставкам нефтепродуктов из Российской Федерации в лице АО “КазМунайГаз Онимдери”, которое займется “регулированием импортных поставок нефтепродуктов и обеспечения стабильности” на внутреннем рынке. Говоря о том, что повышения цен на бензин в Казахстане в ближайшее время не ожидается, глава нацкомпании Сауат Мынбаев, надо полагать, имеет в виду срок до конца марта (на большее имеющихся запасов топлива, по данным МНГ, не хватит) иначе зачем “ежемесячно устанавливаться предельно допустимые цены” на топливо и при ожидаемом дефиците бензина вновь назначать единого оператора по поставкам нефтепродуктов из России?
Результатом монополизации в 2013 г. тремя операторами – “Petroleum Opereting”, “Petrosun” и “КазМунайГаз Онимдери” – права на импорт российского топлива стал рост оптовой цены на светлые нефтепродукты примерно на 18%. Таким образом, их деятельность не стабилизировала топливный рынок, а сыграла негативную роль. Этот пул компаний-операторов оказался не в состоянии обеспечить потребности рынка в нефтепродуктах: с июня розничные реализаторы ГСМ стали испытывать перебои с получением даже квотированных объемов Аи-92 и дизтоплива.
Казахстанская топливная ассоциация (объединяет 418 АЗС) с момента предоставления МНГ эксклюзивного права (согласно приказу №87 от 21 мая 2013 г.) на квотированный ввоз ГСМ посредническому пулу трех компаний неоднократно обращалась в Генеральную прокуратуру, АЗК, АРЕМ с официальными запросами о нелегитимности определения этих поставщиков, так как нарушался ряд статей Гражданского кодекса, Закона “О конкуренции” и Закона “О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов”. АЗК было проведено расследование, факты нарушений установлены и с 1 ноября 2013 г. действие приказа №87, приведшего к возникновению дефицита отдельных видов ГСМ, а затем и повышению стоимости бензина АИ-92, было отменено.
Однако если в 2013 г. МНГ, вводя единого оператора, ссылалось на затоваривание рынка российским бензином, в начале 2014 г. – отечественным, то в настоящее время, в соответствии с утвержденным МНГ графиком распределения нефтепродуктов на март, складывается иная ситуация.
Для всех АЗС выделены 132 тыс. т дизельного топлива. Из них 72 тыс. т забирают «Синоойл» и КМГ, оставшиеся 60 тыс. т делят между собой облакиматы. Понятно, что при потребности в 200 тыс. т этих объемов не хватает. С бензином Аи-92 положение еще хуже. При потребности свыше 300 тыс. т распределены 139 тыс. т (больше нет!). Таким образом, топливный рынок страны находится на голодном пайке.
Длительная бюрократическая не решаемость очевидных проблем (в частности, введение госрегулирования оптовых цен на нефтепродукты, запоздавшая и затянувшаяся модернизация НПЗ) усугубляется повторением ошибок 2013 г., а именно введением единого оператора. Почему одна компания “КазМунайГаз Онимдери” сегодня сможет сделать то, что она не смогла сделать в 2013 г. с еще двумя компаниями: производить оптовый закуп российского топлива в необходимых объемах? Что даст введение единого оператора? Монополизацию импортных поставок и повышение стоимости оптовых партий из России, поскольку этот единый оператор будет получать свой гешефт, закладывая маржу в $30-50/т. Однако правительство, вновь игнорируя законы, опять утверждает единого оператора с прогнозируемыми негативными последствиями для топливного рынка страны. Тем более, что нет прозрачности и гласности при распределении акиматами выделенных объемов нефтепродуктов среди компаний.
Три местных НПЗ в силу высокого морального и физического износа не в состоянии полностью закрывать по-требности страны в ГСМ, приходится импортировать до 1,7 млн. т светлых нефтепродуктов. Девальвация тенге делает импорт российского топлива убыточным для бизнеса. Для владельцев АЗС ситуация усугубляется выполнением незаконных требований Налогового комитета Минфина, обложившего информационные стелы АЗС с указанием только цен на нефтепродукты, налогом на рекламу. Также всех розничных реализаторов ГСМ обязали платить членские взносы в Национальную палату предпринимателей. В 2014 г. эти взносы составляют 8,15 млн. тенге. Данную сумму должен платить каждый владелец АЗС, не зависимо от количества имеющихся у него заправок. Все это ведет к ликвидации конкурентной среды и, соответственно, монополизации топливного рынка страны.
В целях исключения возникновения дефицита нефтепродуктов, вызванной девальвацией тенге, необходимо снятие всех барьеров по ограничению поставок топлива из России. (OilNews.kz/Химия Украины, СНГ, мира)