Проект создания ВНХК оказался слишком дорогостоящим для государства. Вице-президент “Роснефти” Виктор Ишаев не сомневается в его необходимости для региона, но отмечает, что без налоговых льгот проект не будет привлекательным для инвесторов. Эксперты называют проект интересным, но несвоевременным, не исключая, что строительство отложат до лучших времен.
Проект нефтехимического комплекса “Роснефти” в Приморье нуждается в дополнительных мерах господдержки, заявил на пресс-конференции советник президента “Роснефти” по координации проектов на Дальнем Востоке (в ранге вице-президента) Виктор Ишаев. Стоимость проекта в ценах 2013 г. составляла 1,3 трлн. руб., сейчас перед правительством ставится вопрос о налоговых льготах для ВНХК. Нефтяная отрасль не попала под налоговые послабления, предусмотренные для дальневосточных гринфилдов, однако с заложенной рентабельностью 13% ВНХК не будет инвестиционно привлекательным, отметил Ишаев.
“Ведь ни у кого сейчас нет этих 1,3 трлн., нужно привлекать инвесторов, создавать консорциум, работать с российскими и зарубежными банками”, – пояснил он. Как добавил топ-менеджер “Роснефти”, проект пока не получил от “Транснефти” техусловий на расширение объемов прокачки и строительству отводов. Не решен вопрос и с земельным участком: 650 га, первоначально выделенных под строительство Приморского НПЗ (проект “Роснефти”, который был забракован Ростехнадзором в 2010 г.), не хватает. Завод, рассчитанный на ежегодную переработку 30 млн. т нефти к 2030 г., нуждается в 1,6-1,8 тыс. га земли.
Ряд министерств раскритиковал проект “Роснефти”, который предполагает 3 очереди строительства до 2028 г. Внутренняя норма рентабельности (IRR) проекта оценивается в 13,2% при господдержке и 11,3% без нее. На заводе будет создано 20 тыс. рабочих мест, а бюджеты всех уровней получат около 1 трлн. руб. налогов к 2030 г. Проект позволит стабилизировать рост цен на топливо и закрыть проблему его дефицита в регионе, составляющего, по данным вице-президента “Роснефти”, 1 млн. т и растущего на 2-4% в год. К 2020 г. нехватка может достичь 1,3 млн. т.
Сейчас Дальний Восток снабжают топливом Комсомольский НПЗ “Роснефти” и Хабаровский НПЗ группы “Альянс” с перспективными (после завершения реконструкции) объемами переработки 8 млн. т и 6 млн. т соответственно. Кроме того, в регион завозится топливо с Ангарского (мощность 7-8 млн. т) и Ачинского заводов (10 млн. т) “Роснефти”.
Заведующий кафедрой нефтегазового дела и нефтехимии ДВФУ Александр Гульков называет проект ВНХК “политическим”. Его замыслили в то время, когда был достроен нефтепровод ВСТО и терминал в порту Козьмино, Россия вышла на новый рынок, нужно было показать потенциальным покупателям: мы и сами способны переработать эту нефть. Несколько раз в переговорах с Китаем ВНХК использовалась в качестве пугала, однако сейчас вопрос экспортных цен урегулирован, проект может быть отложен до лучших времен, уверен эксперт. “Нефтехимический комплекс нужен, но он должен быть многофункциональным. В идеале вокруг должно работать десять других предприятий, которые берут у ВНХК полимеры и производят конечную продукцию. А сегодня рынка полимеров нет, Китай их покупать не будет, там собственное производство. Что касается дефицита топлива, то современные технологии позволяют увеличить мощность ХНПЗ и КНПЗ в 2-3 раза. Это гораздо дешевле, чем строить новый завод. Стоило бы подумать и о строительстве мини-НПЗ на Камчатке, например”, – пояснил Александр Гульков. По его словам, проект ВНХК слишком дорогой, но интересный, “в нужное время он выстрелит”. (Коммерсантъ/Химия Украины и мира)