Технический регламент, утвержденный Кабмином 1 августа 2013 г., должен вступить в силу 1 июля 2014 г. По мнению экспертов рынка, а также Ассоциации операторов рынка нефтепродуктов Украины (АОРНУ), в нынешней редакции он требует существенной доработки связанных с ним нормативных документов. В этой связи ассоциация просит премьер-министра Арсения Яценюка перенести срок вступления в действие этого документа до 10 июля 2015 г. Об этом идет речь в официальном письме АОРНУ премьеру.
В обращении к главе правительства, в частности, говорится, что при разработке техрегламента участники рынка и эксперты неоднократно указывали на необходимость исключения недостатков и ошибок, которые так и не были услышаны правительством Николая Азарова. По мнению ассоциации, невозможность проведения работы по декларированию соответствия товара требованиям техрегламента приведет к полной остановке импорта нефтепродуктов. Так, в документе указаны требования к топливам, но отсутствуют методики контроля. АОРНУ предлагает отменить обязательную сертификацию, как это действует во всех странах Европы и в Таможенном союзе.
Также необходимо внесение изменений в ДСТУ с целью приведения их к нормам техрегламента. Кроме того, ассоциация считает неуместным внесение данных о содержании в бензинах этанола, а в дизтопливах – метиловых эфиров жирных кислот. “Эти данные содержатся в паспорте качества и протоколах испытаний, которые в обязательном порядке сопровождают каждую партию нефтепродуктов”, – отмечается в письме.
Непонятной для участников рынка является норма техрегламента, требующая проведения испытаний лабораториями, определенными установленным порядком Минэнергоугля, которые не имеют соответствующей компетенции. Участники рынка настаивают на необходимости привести действующие ДСТУ в соответствие с техрегламентом и внести в его таблицы методы контроля каждого показателя в каждой из таблиц.
В первоначальном варианте техрегламента органом, ответственным за контроль качества нефтепродуктов, определялась Государственная экологическая инспекция. В финальном же варианте такой орган отсутствует. В случае вступления техрегламента в силу с юридической точки зрения не будет инстанции, отвечающей за контроль качества нефтепродуктов на украинском рынке.
Газета “Урядовый курьер” в январе опубликовала постановление Кабмина №927 об утверждении Технического регламента по требованиям к автомобильным бензинам, дизельному, судовому и котельному топливам. Текст Техрегламента был опубликован Кабмином в декабре 2013 г. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)