Российский рынок композиционных материалов пока находится на этапе становления, впереди – долгий рост. Основными игроками станут крупные компании, готовые на длительные серьезные инвестиции. Фирмы с малыми финансовыми оборотами на рынке композитов, скорее всего, выжить не смогут.
17 июня состоялась III международная конференция “Композиты и компаунды 2014”, организованная компанией Inventra в составе группы Creon. Приветствие участникам конференции адресовал заместитель министра промышленности и торговли РФ Сергей Цыб. В соответствии с поручением президента РФ Владимира Путина разработана и утверждена подпрограмма 14 “Развитие производства композиционных материалов (композитов) и изделий из них” государственной программы РФ “Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности”, которая предусматривает комплекс мер по развитию производства композиционных материалов. По мнению Цыба, конференция, являясь широкой площадкой для обсуждения актуальных вопросов в области развития сегмента композиционных материалов, предоставит возможность для дискуссий, поможет укрепить межотраслевые связи, наметить перспективы развития.
Генеральный директор Creon Energy Санджар Тургунов отметил, что сейчас сектор композитов чувствует себя намного лучше, чем другие полимерные секторы. Это объясняется, прежде всего, повышенным вниманием к композиционным материалам со стороны государства. И даже санкции Запада, угрожающие российской экономике, могут обернуться для композитов пользой: они станут толчком для развития российских материалов и разработок.
По итогам 2013 г. объем мирового рынка потребления изделий из композиционных материалов составил почти $70 млрд., прогноз до 2023 г. предусматривает рост на 4,6%. Такие данные сообщил директор по маркетингу ХК “Композит” Сергей Павлов. Драйверами роста станут такие отрасли, как транспорт, авиация и энергетика. Сдерживающими факторами являются проблема утилизации и ограниченная ремонтопригодность конечных композиционных изделий. Прогноз потребления композиционных материалов на период до 2018 г. предусматривает рост на 7,3%. Это связано с тем, что композитная отрасль идет к тренду масс-маркета, снижается эксклюзивность изделий. Павлов особо отметил автомобилестроение, после 2017-2018 гг. ожидается значительный рост этого сегмента. Так, если автопроизводители начнут применять по 5-10 кг УВ композитов в авто для 10-15% серий своих автомобилей, рынок УВ составит 100-200 млн. т/год. Российский рынок композитов характеризуется преобладающей долей стекловолокна, она составляет около 130 тыс. т, при этом 80% импортируется. Прогноз предусматривает рост на 6-8% в год, сообщил Павлов. Доля базальтового волокна на рынке невелика и составляет 8-9 тыс. т, однако прогноз весьма оптимистичен – ожидается ежегодное увеличение на 10-12%. Что касается УВ, то оно занимает небольшую долю рынка (250-300 т), однако планируется дальнейший рост на 10-12%. Он будет обусловлен преимущественно мерами господдержки. Пока же Россия использует композиты довольно скромно. Например, применение полимерных композитных материалов в морских судах составляет 0,1%, тогда как в мире этот показатель равен 68%. В основном ПКМ в стране используются в сегментах авиации, космоса и ядерной энергетики. Перспективными являются такие отрасли, как транспорт, строительство, трубопроводный фонд. Эксперт подчеркнул, что ожидаемый рост обусловлен серьезной господдержкой: в 2013 г. принят ряд документов, призванных стимулировать развитие производства композитов в России.
Свое видение рынка представил Михаил Фролов, глава представительства “Тейджин рус”. Основным драйвером роста мирового рынка композиционных материалов является автопром. Однако прогнозируемые темпы роста весьма разнятся. Связано это с тем, что сейчас трудно оценить, насколько успешным окажется применение композитов в автомобилестроении. На этой почве возникли спекуляции относительно прогнозов роста. Сейчас автопроизводители лишь делают первые шаги в области применения композитов, создают опытные образцы автомобилей с использованием углеволокна. Основной вопрос при этом – какова ремонтопригодность подобных машин? Также возникнет проблема утилизации отходов производства, т. к. она гораздо сложнее утилизации отходов традиционного автопрома. Что касается других перспективных направлений использования композитов, то к ним относятся авиастроение и ветроэнергетика. По мнению Фролова, на российский рынок введенные Западом санкции пока не повлияли, однако угроза сохраняется. Будущее рынка эксперт связывает с развитием внутреннего производства.
Мировое производство термопластов активно растет, в 2012-2013 гг. суммарный выпущенный объем составил 241 млн. т. По словам директора НТЦ “НПП Полипластик” Данила Кобыличенко, доминирующую роль играют азиатские страны (в частности, Китай – 24%), а также Европа (20,4%). Потребление в европейских странах в 2013 г. выросло на 5-6% к 2012 г. и пришлось большей частью на упаковку и строительные конструкции. Производство композиционных термопластичных материалов в РФ в 2013 г. составило 500 тыс. т, основные направления потребления – автопром, энергетика, электроника и электротехника. Главная задача отрасли на ближайшее время – начать импортозамещение. По мнению эксперта, наиболее динамично будет развиваться потребление композитов в автопроме, при производстве бытовой техники, технологических концентратов, ТЭПов для различных областей применения, а также использование вторичных полимеров. Кобыличенко отметил проблемы разработки и внедрения новых марок композиционных материалов в России. Среди них – ограниченный ассортимент сырья российского производства; практическое отсутствие производства химикатов-добавок; высокие требования к качеству продукции, предоставляемые зарубежными производителями; длительные циклы проведения испытаний на стадии внедрения; недостатки в процедуре тестовых испытаний литьевых форм; недостаточная сходимость при межлабораторных испытаниях.
Зоран Павлович, учредитель компании “Дугалак”, обозначил мировые тренды в применении термореактивных смол. В ближайшие 6-8 лет они останутся главным связующим веществом в производстве композитных материалов. Лидирующими странами в объемах производства в следующие 5 лет будут Китай и Индия, а самый быстрый рост производства ожидается в России, Индии и Бразилии. Ожидаемый рост потребления – не менее 7% в год на глобальном уровне, но рост будет неравномерен (Европа, Северная Америка – 5-6%, страны БРИК – 8-10%). Увеличится доля гибридных смол. Полиэфирные смолы уже не являются стратегическим продуктом для большинства ключевых производителей в мире – снижение их цен и прибыли, а также технологическая доступность материалов вызвало перенос производства из США и Западной Европы в Китай, Индию и Польшу. Потребление полиэфирных смол в России ежегодно увеличивается в среднем на 14%, темпы роста практически в 2 раза превышают мировые. В 2013 г. объем потребления составил 36,2 тыс. т (в 2012 г. этот показатель находился на уровне 31,6 тыс. т). Ассортимент востребованных полиэфирных смол приближается к ассортименту смол в композитных отраслях развитых стран. Структура потребления в России значительно отличается от других стран. Так, потребление некоторых видов смол находится на мировом уровне (мойки, ванны, сантехника), а других – значительно ниже (стеклопластиковые трубы, SMC/BMS) или отсутствует (ветряные мельницы). Также Павлович отметил неравномерное территориальное и отраслевое распределение потребителей. Однако традиционное недоверие к российскому производителю постепенно исчезает, доля российских производителей увеличивается. За 2010-2013 гг. российское производство ПЭ смол выросло на 39%, при этом импорт также увеличился (+21%). Таким образом, доля российского производства сейчас составляет 54%. Повышение спроса на полиэфирные смолы в следующие 5 лет ожидается на уровне 12-15% в год. Объем российского рынка эпоксидных смол по итогам 2013 г. составил почти 38 тыс. т. Однако он характеризуется высокой долей импорта – около 90%. Это связано с тем, что в 2008-2013 гг. количество местных производителей ЭС сократилось с 9 до 2 предприятий. Место российского производства заняли азиатские поставщики. Эпоксидные смолы для производства композитных материалов составляют менее 35% всего потребления (в 2013 г. потребление смол в чистом виде составило 23 тыс. т). Павлович назвал факторы, ограничивающие развитие производства полиэфирных и эпоксидных смол в РФ. К ним относятся недостаточные мощности и отсутствие базового сырья.
Более подробно на композитах SMC/BMC и крупносерийных изделиях из них остановился ведущий технолог компании “Экспонента” Сергей Нестеров. В 2004-2014 гг. цена на нефть выросла на 400%, а стоимость термопластичных материалов – на 60% (причем без провала в кризисном 2009 г.). В Европе цены на SMC за этот период росли медленно, но стабильно. Объем европейского рынка SMC/BMC по итогам 2013 г. составил 255 тыс. т (в 2011 г. – 267 тыс. т). При этом объем рынка BMC вырос с 69 до 71 тыс. т, а SMC сократился со 198 тыс. т до 184 тыс. т. Европейским лидером в 2013 г. по производству SMC стала компания Menzolit (23%), BMC – компания IDI (26%). От мирового рынка эксперт перешел к его российской части. В стране объем рынка SMC/BMC за 2013 г. достиг 3,7 тыс. т (SMC – 1,3 тыс. т, BMC – 2,4 тыс. т). При этом установленные мощности по SMC составляют 24 тыс. т/год, по BMC – 2,5 тыс. т/год. За 2010-2013 гг. увеличилось использование SMC/BMC при производстве автокомпонентов с 18% до 33%. Среди других перспективных направлений использования – монтажные шкафы, рельсовый транспорт, военная промышленность, электроинструмент, строительство, водопровод/канализация.
Второе заседание конференции было посвящено использованию композиционных материалов в авиакосмической отрасли. Ведущие мировые авиапроизводители стремятся к увеличению доли композитных материалов при производстве воздушных судов. Об этом сообщил Михаил Никитушкин, вице-президент по координации программ компании “Аэрокомпозит”. Если в 1969 г. при создании Boeing-747 композитные материалы составляли 1% от общей массы самолета, то в 2009 г. в Boeing-787 Dreamliner они достигли 50% (это крылья, фюзеляж, хвостовой киль и вертикальное оперение). Airbus A380 содержит примерно 30 т композитов, А350 – 14-16 т (около 40% от общей массы). Композитные материалы для российской авиатехники выпускает “КАПО-Композит”. К производству запланированы детали для российских лайнеров SSJ-100, МС-21 и иностранных Boeing и Airbus.
Высокоэффективные полимеры, пленки и смолы для авиакосмической промышленности выпускает Solvay Specialty Polymers. Компания принимает участие в реализации проекта Solar Impulse, рассказал менеджер по международному развитию бизнеса Армин Клесинг. Solar Impulse – первый в мире проект пилотируемого самолета, который должен облететь вокруг земли исключительно за счет солнечной энергии. В 2014 г. самолет пролетит 20 дней и 20 ночей. В этом легковесном самолете используется более 5 тыс. деталей, изготовленных из материалов Solvay. Также компания разработала несколько технологических платформ для аэрокосмической промышленности (полимеры и пены, вспененный материал, пленки, повышающие прочность микропорошки, жидкости).
Внедрению деталей из ПКМ в российском авиационном двигателестроении был посвящен доклад Андрея Душко, начальника инженерного центра НПО “Сатурн”. Отсутствие деталей из композиционных материалов делает неконкурентоспособными российские двигатели по основным драйверам развития газотурбинных двигателей (ГТД). Мировые лидеры двигателестроения начали применять ПКМ еще в 90-е годы прошлого века. НПО “Сатурн” также разработало двигатель с использованием композиционных материалов, еще один проект будет готов к 2020 г. Применение деталей из ПКМ позволит снизить массу КНД на 16,5 кг и стоимость на 35%. НПО “Сатурн” целенаправленно развивает перспективные технологии 3D-ткачества армирующих каркасов и композитов на базе термопластичных связующих как наиболее перспективные. Однако успех проектов по внедрению ПКМ в конструкцию авиадвигателей в большой степени зависит от развития сырьевой, технологической и нормативной базы в России. Также НПО “Сатурн” планирует развивать две уникальные и ключевые для конкурентоспособности будущих ГТД технологии: 3D-ткачество+RTM и формование термопластов.
При проектировании и изготовлении авиационной техники (в частности, деталей из ПКМ) должны соблюдаться определенные сертификационные требования, рассказала Резеда Якупова, замруководителя программы по СКМ и сертификации по композиционным материалам компании “Вертолеты России”. Необходим баланс между требованиями безопасности (для пассажиров, экипажа и при обслуживании) и требованиями рынка (повышение качества авиатехники, сокращение сроков поставки и уменьшение стоимости покупки и эксплуатации). Авиатехника считается годной к летной эксплуатации, когда она соответствует своей типовой конструкции и находится в состоянии, соответствующем безопасной эксплуатации (FAA). При проектировании, изготовлении и обслуживании АТ обязательными являются одобрения организации, конструкции и изделия. При проектировании компонентов из ПКМ организация должна обеспечить выполнение требований норм летной годности АП-25 (или 27, 29; CS-25, 27, 29).
В рамках круглого стола участники конференции затронули тему введенных и возможных санкций Запада в адрес России. Они уже оказали влияние на российский рынок композитов, ситуация может усугубиться в зависимости от периода действия санкций. Об этом рассказал Сурен Паноссян, менеджер по продажам в России и СНГ компании Hexcel Composites. Первая волна санкций имела политический характер и касалась только российских физлиц, имеющих свои активы за пределами России. Вторая волна затронула международные деловые связи: приостановлено рассмотрение вопросов по лицензированию материалов для поставки в Россию, куда попали материалы с высокими механическими свойствами, материалы двойного и военного назначения. В этот список вошли и некоторые виды углеродных волокон (средне- и высокомодульные), а также высокотемпературные материалы BMI. Эти продукты в России не производятся, но весьма востребованы в авиакосмической индустрии. На сегодня США под влиянием политической ситуации в Украине заморозили заявки на получение лицензий на экспорт этих материалов в РФ. Паноссян отметил, что некоторые европейские страны (в частности, Франция) уже смягчили экспортные ограничения. Эксперт выразил надежду, что в скором времени экономическое сотрудничество между Западом и Россией возобновится на прежнем уровне.
Применение композиционных материалов не ограничивается авиакосмической отраслью, они широко используются и в дорожном строительстве – при обустройстве обочин, создании мостов и тоннелей, покрытий, сооружений безопасности. По словам заместителя генерального директора РосДорНИИ Станислава Мамулата, государство активно поддерживает это направление. Разработана и утверждена программа внедрения композиционных материалов, конструкций и изделий из них в области транспорта, а также программа нормативно-технического обеспечения применения КМ в дорожном хозяйстве на 2012-2015 гг. Основные задачи программы – исследование долговечности КМ и условий их совместной работы в конструкциях из асфальтобетона, цементобетона; разработка оптимальных конструкций и составов КМ или их компонентов; разработка требований к КМ и конструкциям с их применением в различных областях их применения; разработка (уточнение) методов оценки свойств КМ; выполнение опытно-экспериментальной проверки новых технических решений. По окончании программы количество объектов с применением КМ на участках строительства и ремонта автодорог должно вырасти в 1,5 раза, а протяженность дорог, построенных или отремонтированных с применением КМ, – увеличиться на 15%.
Наиболее активно развивается сегмент труб, емкостей и арматуры. Это обусловлено относительно дешевым входом на рынок, рассказал директор по развитию компании “Машспецстрой” Александр Шаклеин. Для сегмента “Трубы” стартовые инвестиции составляют 66-200 млн. руб., для “Емкостей” – 48-170 млн. руб., для “Арматуры” – 30-63 млн. руб. (инвестиции включают стоимость комплекта технологического оборудования, стоимость проектирования, строительства, сертификации и оборотный капитал). Отдельное место занимает применение композиционных материалов в оборонно-промышленном комплексе, данные по которому не включены в статистику. Мировая практика показывает, что именно ОПК является драйвером внедрения композитов. Существует большое количество проектов в планах отрасли, результатом которых станет дополнительный рост рынка и бизнеса поставщиков. Однако реализация этих проектов полностью зависит от государственных заказов и господдержки.
Минпромторг предлагает три сценария развития рынка композитов в России до 2020 г. Первый – инерционный, объем рынка составит 30 млрд. руб., 64% будет занимать авиа- и судостроение и космос. Второй – базовый, объем рынка прогнозируется в 120 млрд. руб., преобладать будет транспортная инфраструктура (19%). Третий сценарий – целевой, при объеме рынка в 223 млрд. руб. лидировать с долей 22% будет также транспортная инфраструктура, на втором месте – строительная индустрия (18%), далее – транспортное машиностроение и автопром (16%). Для выполнения запланированных объемов к 2020 г. даже по базовому сценарию существующие производственные мощности необходимо увеличить в 4 раза, по целевому сценарию – в 12 раз. Основа реального роста – появление новых средних и крупных производств. (Rcc/Химия Украины и мира)