В августе маркетинговое агентство Discovery Research Group закончило исследовало российского рынка бытовой химии. По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2013 г. в России было произведено 2,1 млн. т бытовой химии, в I полугодии 2014 г. – 958 тыс. т. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года производство бытовой химии в России сократилось на 5%. В структуре производства преобладают моющие средства. Основной объем бытовой химии производится в Тульской области, Республике Татарстан, Пермском крае, Московской области, Нижегородской области, Свердловской области и Санкт-Петербурге. Цены на бытовую химию неуклонно растут, в среднем ежемесячный прирост потребительских цен составляет 1%. В I полугодии розничные цены выросли в среднем на 6%.
По данным ФТС, в 2013 г. в Россию были ввезены 235,2 тыс. т различной бытовой химии, по сравнению с 2012 г. объем импорта увеличился на 9%. В стоимостном выражении в 2013 г. он составил 468,1 млн. руб., что на 15% больше показателя предыдущего года.
По оценке Discovery Research Group, в I полугодии 2014 г. объем импорта в натуральном выражении также увеличился, однако темп прироста упал до 5%. Основная товарная категория российского импорта бытовой химии – чистящие и моющие средства. Больше всего бытовой химии импортируется из Украины, Польши, Германии и Турции. Основные ее производители – Procter & Gamble, Access Business Group (Amway), SC Johnson и Henkel. Среди торговых марок 15% импорта приходится на продукцию Amway.
В 2013 г. из России были поставлены 117,4 тыс. т – на 7% больше объема экспорта в 2012 г.; в денежном выражении он увеличился на 12% и составил 4,7 млрд. руб., в I полугодии – примерно 40 тыс. т (52,7 тыс. т в I полугодии 2013 г.).
Наибольшую долю в структуре экспорта составляют чистящие и моющие средства – почти 2/3 всей вывезенной из России бытовой химии. Основной объем бытовой химии приходится на страны СНГ: больше всего уходит в Украину – почти 50%. Также большой объем приходится на Кыргызстан, Армению и Таджикистан. Наиболее крупные экспортеры бытовой химии – представители крупных транснациональных холдингов: Henkel, Procter & Gamble и Unilever.
Основной тренд рынка – компактизация стиральных порошков (как в форме гелей, так и в форме традиционных порошков с высокой концентрацией отстирывающих веществ). Специалисты прогнозируют бурный рост категории концентрированных стиральных порошков. К еще одной тенденции на рынке бытовой химии можно отнести стирку при низкой температуре. Компании стремятся производить безопасную бытовую химию. Постепенно становятся популярными сегменты “освежители воздуха” и “средства для мытья посуды в посудомоечных машинах”. Данные сегменты рынка бытовой химии в России имеют свои особенности развития.
Следует отметить, что в России до сих пор значительным весом обладает фактор “теневого оборота” бытовых гигиенических средств, который формируется за счет нелегального производства, а также нелегального импорта. Объемы “теневого рынка” в России не поддаются подсчету, но некоторые специалисты утверждают, что они приближаются к 25% от уровня всего производства. (Ruhim/Химия Украины и мира)