“Консалтинговая группа А-95” считает активизацию работы силовых органов по борьбе с фальсификатом на рынке нефтепродуктов крайне своевременной и необходимой. Об этом говорится в сообщении экспертной группы.
По оценкам аналитиков, доля некондиционного топлива на рынке составляет не менее 20%. Это наносит огромный ущерб транспорту, окружающей среде и здоровью людей, поскольку при выпуске контрафакта в большом количестве используются компоненты, запрещенные в легальных нефтепродуктах. Для государства такая доля фальсификата означает ежегодные потери около 9 млрд. грн. акциза и НДС.
На данный момент органами МВД проводится проверка деятельности сети автозаправочных станций “БРСМ-Нафта” в Харьковской и Киевской областях. По мнению экспертов, работа этого участника рынка всегда была непрозрачной, а доступные данные говорят о наличии предпосылок для интереса проверяющих органов. По данным “А-95”, за 8 месяцев на нефтебазы, входящие в группу БРСМ, в Переяславе-Хмельницком, Василькове (обе Киевская обл.) и Казатине (Винницкая обл.) поступили 28,7 тыс. т российской октаноповышающей добавки “Октан-Эко”, 10,1 тыс. т газового конденсата и 19,4 тыс. т изопентановой фракции (аналог прямогонного бензина, так называемый газолин). Все указанные компоненты используются на НПЗ, которых около указанных нефтебаз нет. Также внимание обращает тот факт, что с мая БРСМ и ее трейдеры не приобретают на рынке бензин А-95, хотя на этих АЗС предлагаются две марки этого бензина. По данным Госслужбы статистики, в январе-августе через сеть БРСМ было реализовано за наличный расчет 47,6 тыс. т бензина А-95. “В результате проведенных исследований мы не смогли найти источники поставок такого объема бензина. Возникает вопрос: откуда он взялся, что было заправлено в баки автомобилистов на БРСМ под этой маркой?” – говорит директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн.
Эксперты считают, что апрельское повышение ставок акцизного сбора на дизтопливо вдвое до EUR98/т будет способствовать началу кустарного производства этого нефтепродукта, который ранее был меньше подвержен подделкам. Об этом говорит начало закупок авиационного керосина компаниями, не имеющими отношения к заправке самолетов. Одной из таких компаний является “БРСМ-Нафта”, получившая за последние несколько месяцев 8,2 тыс. т авиационного топлива из Беларуси. В “А-95” полагают, что при смешении авиакеросина с дизельным топливом оператор получает ощутимый дополнительный доход при последующей продаже полученной смеси под видом ДТ на АЗС за счет разницы в налогах.
“Масштабы теневого рынка нефтепродуктов не ограничиваются одной-двумя компаниями и регионами. Это массовое явление, растущее вместе с ценами на легальное топливо”, – отмечает С. Куюн. По его мнению, для минимизации фальсификата необходимо запретить свободное хождение компонентов для производства нефтепродуктов, реанимировать государственную систему контроля качества топлива и упростить механизмы контроля качества на АЗС для негосударственных организаций. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)