Объективная цена бензина А-95 на АЗС Украины сегодня должна составлять 15,01 грн./л. При этом маржа ряда операторов достигает 4000 грн./т. Об этом говорится в исследовании ценообразования на рынке нефтепродуктов, представленного АМКУ 22 декабря в ходе “круглого стола”.
Согласно выводам комитета, операторы сетей АЗС “ЛУКОЙЛ”, Shell, WOG, OKKO могут попасть под статью о монопольном положение на рынке. Кроме того, на них может быть наложен штраф в 10% от годового дохода. “Мы уверены, что сможем защитить наши расчеты юридически. Комитет пока не вынес решение о наложении штрафов. При этом мы обращаемся к участникам рынка, экспертам и общественности с просьбой найти более эффективные варианты решения этой проблемы”, – заявил глава АМКУ Николай Бараш. Представленные расчеты комитета объективной цены на сегодня опираются на курс доллара 15,76 грн./$ (курс НБУ), курс евро – 19,62 грн./евро. Исходя из этих значений и маржи в $180/т, цена литра А-95, по мнению АМКУ, должна составлять 15,01 грн./л.
Также специалисты комитета продемонстрировали расчеты маржи указанных операторов рынка, которая, по их мнению, в 2014 г. колебался в пределах 4000 грн./т. В презентации сообщалось, что наценка на сопутствующие товары на АЗС также необоснованно выросла в 2014 г. “Кроме каких-то заявлений, что курс плохой, мы от операторов рынка обратной связи весь год не имели. Хотя мы обращаемся постоянно и готовы вынести дискуссию на публичное поле”, – заверил собравшихся Бараш.
В качестве подтверждений правоты своей позиции о запредельно высокой марже Бараш назвал сообщения операторов о скидках. “Посмотрите, они уже сами не скрывают маржи. Какая она должна быть, чтобы давать 25-й литр бесплатно? 70 коп./л – только скидки?”, – задался вопросом Бараш.
После введения НБУ ряда мер по искусственному удержанию курса доллара с сентября, реальная рыночная цена валюты – доступная представителям бизнеса – существенно превышает котировки межбанка и официальный курс Нацбанка. При этом компании, которые входят в ассоциацию “Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины”, оценили убытки с начала 2014 г. в $20-30 млн., заявлял председатель ассоциации Леонид Косянчук.
В то же время, глава АМКУ, отвечая на вопрос о расследовании факта необоснованной остановки работы 1,5 тыс. АЗС группы “Приват” в июне, заявил, что дело ведется. “Если бюджет АМКУ в январе не будет меньше, чем в декабре, мы предоставим все выводы по этому делу и по этим, назовем их так, “полторытысячи АЗС”, – сообщил Бараш, намекая на возможность расформирования ведомства, анонсированное министром МЭРТ Айваросом Абромавичусом. Он также отметил, что пока у АМКУ нет четких фактов, доказывающих связь этих юридических лиц (сетей АЗС Группы “Приват”) друг с другом.
“Есть множество нюансов. Например, привязка к географии (административному делению) в расчете долей рынка может быть несостоятельной. Есть АЗС на трассах, есть в городах. Однако мы продолжаем наше расследование по этому вопросу”, – заверил собравшихся Бараш.
В работе круглого стола также приняли участие аналитики рынка, журналисты и гражданские организации (“Автомайдан. Киев”, “Союз потребителей Украины”, “Ассоциация международных автомобильных автоперевозчиков”).
Эксперты и участники рынка неоднократно ставили под сомнение адекватность методов работы АМКУ и профессионализм сотрудников комитета. Одним из громких показательных случаев стало наложение штрафа на участников тендера ООО “КЛО-Карта” и ЧП “Авторух” на 210 млн. грн. за согласованные действия, хотя сумма тендера составляла 163,96 тыс. грн. (OilNews/Химия Украины и мира)