Официальный Киев поднял вопрос о возврате скандальных 11 млрд. куб. м газа, которые ранее были отобраны у государства структурами Дмитрия Фирташа. Шансы на реванш в этом споре у властей невелики, но при удачном стечении обстоятельств рынок может стать свидетелем новой сенсации.
Ранее энергетический рынок Украины взбудоражила новость о претензиях российского “Газпромбанка” к ключевому игроку химического рынка Украины – Ostchem Holding Дмитрия Фирташа. Их суть сводится к тому что, финучреждение требует от оффшорки досрочного погашения многомиллионных долгов. Поскольку такой возможности у опального газового магната нет, СМИ предположили, что подопечные Владимира Путина могут поставить под вопрос обращение взыскания на основные активы Ostchem – 4 млрд. куб. м газа, закачанные в подземные газохранилища Украины.
Нужно сказать, что эта версия не может быть принята за основу по одной простой причине: ресурсовладельцем газа в интересах Group DF в ПХГ является не Ostchem, а курируемые ей химзаводы. Поэтому даже если финансовые претензии “Газпромбанка” найдут отражение в соответствующем решении суда, повлиять на запасы голубого топлива Украины россияне не смогут.
Несмотря на отсутствие интриги в этом процессе, участникам отечественного газового рынка не скучно. Наиболее просветленные из них сейчас сосредоточили внимание на другом, более важном споре. Речь идет о противоборстве, в рамках которого правительство Украины выясняет легитимность сразу двух контрактов между российским “Газпромом” и отечественным “Нафтогазом”. Это договора №КП-ПХГ-1 и №КП-ПХГ-2 от 20 января 2009 г., в рамках которых НАК купил у “Газпрома” $1,7 млрд. долга компании RosUkrEnergo, а впоследствии обменял эту задолженность на 11 млрд. куб. м газа, принадлежащих этой швейцарской фирме. Эта конвертация была проведена без согласия RosUkrEnergo, что послужило причиной для обращения последней в Стокгольмский арбитраж. Формально этот процесс закончился в 2010 г. победой трейдера, заставившего НАК в полном объеме вернуть упомянутые 11 млрд. кубов. Но на самом деле борьба за этот ресурс продолжается до сих пор.
Соавтором этой идеи является экс-глава Минэнергоугля Юрий Продан, который в октябре 2014 г. сообщил о возможности оспаривания решения о возврате спорного газа RosUkrEnergo. На тот момент это заявление не привлекло к себе особого внимания, поскольку рынок был убежден в окончании спора “Нафтогаза” с RUE. Но сейчас взгляд на ситуацию поменялся. Толчком к этому послужило то, что в последних числах ноября Хозяйственный суд Киева начал производство по делу, в рамках которого выясняется, являются ли упомянутые договора №КП-ПХГ-1 и №КП-ПХГ-2 фиктивными. Для того, чтобы опровергнуть это утверждение, на котором в свое время настаивало RosUkrEnergo, достаточно сказать, что его добровольно подписали все участники – “Нафтогаз”, “Газпром” и его “дочка” “Газпром экспорт”. Если служители Фемиды признают эти контракты законными, у НАК появятся формальные основания для инициирования пересмотра стокгольмского решения. Это означает, что при благоприятном развитии событий компания Андрея Коболева может рассчитывать на возврат 11 млрд. куб м голубого топлива.
Другой вопрос, что перед тем как рассчитывать на такое развитие событий, украинскому газовому холдингу нужно пройти как минимум одно серьезное препятствие – привлечь на свою сторону “Газпром”. Учитывая уровень нынешних взаимоотношений официальных Киева и Москвы, сделать это будет крайне сложно. А счет времени идет фактически на дни: сейчас полным ходом развивается процесс ликвидации RosUkrEnergo (был пущен его учредителями – “Газпромом” и Centragas Holding летом), который в случае его успешной реализации обнулит шансы “Нафтогаза” на возврат спорных энергоресурсов. (Николай Коршенко, uaprom.info/Химия Украины и мира)