На фоне падающего потребления бензина и дизтоплива рынок сжиженного газа чувствует себя в Украине относительно уверенно: несмотря на множество проблем, в 2014 г. он продолжил рост и развитие. Поэтому организаторы отбросили сомнения и решили провести в октябре профильный форум «LPG Ukraine 2014», ставший центральным “сжиженногазовым” мероприятием страны. Обсудить ключевые вопросы рынка, который сильно изменился за неполный 2014 г., собралось более 140 делегатов из разных регионов Украины, стран СНГ и Европы. Производство, импорт, государственное регулирование – темы, на обсуждение которых был отведен первый день конференции. Беспрецедентное представительство министерств и госкомпаний, а также активная позиция участников разных секторов рынка предопределили интересное и продуктивное общение. “До определенного момента мы сомневались, проводить LPG Ukraine в этом году или нет, – признался директор “Консалтинговой группы А-95″ Сергей Куюн. – Но тесное общение с активными участниками рынка достаточно быстро отбросило эти сомнения”.
Анализируя списки делегатов форума, отметим две интересные детали. На «LPG Ukraine 2014» прибыли представители всех донецких компаний, участвовавших в форуме в 2013 г. “Время очень тяжелое, но от этого только очевидней необходимость поиска новых решений для сохранения и развития оставшегося бизнеса”, – признал в кулуарах представитель розничной сети из Донецкой области. В противовес высокой “явке” представителей проблемного региона, снижение активности, к удивлению многих, продемонстрировали компании из ЕС.
После смены власти в стране на рынке сжиженного газа изменилось все и сразу. “Как работать, когда на рынке “газы”?!”, – стандартный риторический вопрос образца 2013 г. потерял актуальность. Разблокировка таможни и возращение на орбиту прозрачных аукционов госкомпаний открыли новые возможности для развития рынка. Фактическая потеря Крыма и критическая ситуация на Донбассе, казалось бы, о каком росте может идти речь? Но, тем не менее. “По итогу семи месяцев мы видим 12%-ный рост потребления сжиженного газа в стране”, – отрапортовал исполнительный директор Украинской ассоциации сжиженного газа (УАСГ) Олег Широков. Менеджер ассоциации раскритиковал действующее законодательство и в очередной раз призвал представителей власти ликвидировать спецаукционы, которые, по сути, являются лазейкой для злоупотреблений. Часть чиновников, к которым адресован призыв распрощаться со спецторгами, присутствовала в зале. Стоит отметить, что численность и уровень представительства украинских чиновников на форуме стал одной из приятных особенностей мероприятия.
Руководитель юрдепартамента Минэнергоугля Сергей Насвищук отметил, что министерство полностью поддерживает идею отмены спецаукционов, однако есть несколько крайне важных “но”. “Все уцепились в постановление Кабмина №1064, а спецаукционы изначально прописаны в Законе Украины “О нефти и газе”. Это фундаментальный документ, менять его нужно, но это непросто”, – внес законодательную ясность С. Насвищук. При этом чиновник обратил внимание представителей УАСГ на то, что их призывы в большинстве имеют декларативный характер, а решения, которые предлагаются, – нежизнеспособны. По его словам, профильное министерство готово совместно с ассоциацией работать над внесением поправок в закон через парламент, однако перед выборами и в поствыборный период заниматься этим главный юрист Минэнергоугля не советует. И все же остановить изменение злополучного документа №1064 под натиском “Укрнафты”, похоже, не удастся, признал С. Насвищук: текст нового постановления, которое наделит продавцов правом самостоятельного выбора биржи, проходит согласование. Впрочем, говорит он, министерство предлагает вопрос допусков участников на аукцион полностью завязать на аукционный комитет, оставив за биржами технические функции по проведению торгов. Вероятно, что итоговый вариант мы сможем увидеть очень скоро. “Все суды против Кабмина, “Укрнафта” выигрывает на первом же заседании суда. Люди, разбирающиеся в юриспруденции, понимают, что это нонсенс”, – сказал С. Насвищук.
Также очевидно, что в новом постановлении мы не увидим перехода на электронные торги, хотя, по словам начальника отдела биржевых операций Украинской универсальной биржи Сергея Гладкого, для всего мира это не вчерашний, а позавчерашний день. “Электронные аукционы давно доказали свою эффективность, в Украине есть все возможности для полного ухода от “молотка”. Нужна лишь политическая воля”, – сказал биржевик.
Как и почем торговать – важный вопрос, признают производители, но чем торговать – еще важнее. Организаторы отмечают, что собрать полноценную сессию производителей удалось впервые со “стартового” форума 2009 г. – госкомпании, как правило, вне зоны доступа, а частные производители пока не приобрели существенного веса. Поэтому поддержка «LPG Ukraine 2014» “Укргаздобычей”, крупнейшим производителем сжиженного газа в стране, – еще одно знаковое событие форума, говорящее о позитивных изменениях на рынке.
«Укргазвыдобування» обеспечивает производство более чем 45% сжиженного газа в Украине. За 8 месяцев «Укрнафта» выпустила 106,3 тыс. т продукта, «Укргазвыдобування» – 130,5 тыс. т, «Укртатнафта» – 50,8 тыс. т.
Как сообщил начальник управления реализации УГД Владимир Юрченко, загрузка заводов ПАО “Укргаздобыча” составляет сегодня лишь 73%, кардинально изменить ситуацию пока проблематично – основные мощности работают на природном газе, добычу которого удержать очень трудно, а мощности по давальческой переработке ШФЛУ на Селещинском ГПЗ незначительны. Краеугольный камень добывающего бизнеса – цена, по которой добытчик сегодня “сдает” природный газ. И пока она втрое ниже себестоимости, говорить о росте производства бессмысленно.
Похожая боль и у “частников”: из-за значительного роста ставок ренты добыча углеводородов становится малопривлекательной. По данным ПГНК, рентабельность добычи упала с 55% до 31%, а из 10 проектов компания реализует 3. Материнская компания JKX Oil&Gas приняла решение о сокращении запланированных капиталовложений в 2014 г. на $10 млн. “Это сумма приблизительно сопоставима со стоимостью нашего производства LPG”, – резюмировал руководитель группы по реализации сжиженного газа компании Виктор Хруленко. Он рассказал, что ПГНК сейчас ищет пути увеличения загрузки производства сжиженного газа давальческим сырьем и переработала пробные партии. Для полной загрузки мощностей ШФЛУ необходимо увеличить парк хранения, в этом случае производство с нынешних 1000 т/месяц может вырасти вчетверо. Как и в случае с УГД переработка импортного ШФЛУ выходит в плюс давальцу не всегда, поскольку проблему двойного налогообложения (первый раз на таможне, второй – на заводе) обойти пока не удается. Дело очень прибыльное, признаются в ПГНК: “Когда мы принимали участие в первой конференции LPG Ukraine, мы сомневались, строить ли свое производство пропан-бутана. Решились – окупилось меньше, чем за год”.
Оно и не мудрено. “Отдавать газ с месторождения в трубу в сегодняшних реалиях – это преступление” – заявил ветеран газодобывающей отрасли Украины Борис Синюк, ныне директор компании “Карпатыгаз” (СП “Укргаздобычи” и шведской Miesen Energy). Так как добытчик сдает в трубу природный газ по одной цене вне зависимости от его “жирности”, установка по извлечению из него пропан-бутановой фракции окупается действительно быстро. Именно такое производство строит “Карпатыгаз” на Крестыщенском промысле (Харьковская обл.).
Запланированный пуск производства пропан-бутана мощностью почти 100 тыс. т/год – в конце 2015 г. Перспектива такой прибавки вызвала оживление в среде украинских трейдеров, отчаянно сражающихся за каждую “гривневую” тонну на аукционах “Укргаздобычи” и “Укрнафты”.
Отдельная сессия на конференции была посвящена импортным поставкам, доля которых в балансе страны в январе-сентябре достигла исторического максимума и превысила 50%. Почти весь этот объем приходится на страны Таможенного союза, что, в свете последних политических событий, несет угрозу для рынка. Большинство трейдеров признает, что летом существовала негласная установка российским госкомпаниям не грузить СУГ в Украину, а РЖД блокировала поставки из Казахстана. Это признавали как казахстанские, так и российские поставщики. Для Казахстана все более привлекательным становится восточный и азиатский рынки. Об этой тенденции активно говорили местные трейдеры в неофициальном общении. “Сейчас Таджикистан и Китай начинают перебивать по цене поставки в Европу, в т. ч. и в Украину”, – говорят казахстанские трейдеры.
Эксперт агентства Thomson-Reuters Дамир Хальметов отметил, что уходу казахстанских и российских поставщиков газа в Китай будут способствовать инфраструктурные проекты: пока китайцы достраивают перевалочный комплекс на российской границе, раскачивается ориентированный на Китай терминал Достык (Алма-Атинская обл.). В то же время, никто не верит в возможность полного разворота импортных потоков в обратную сторону. “Пока мы поставляем в объемах, сравнимых с прошлогодними, коренным образом эта ситуация в ближайшее время меняться не будет”, – поделился прогнозом гость из Казахстана.
Производство в 2012 г. относительно предыдущего года выросло на 15% до 530 тыс. т., в 2013 г. – на 7% до 568 тыс. т, в 2014 г. – на 7% до 604 тыс. т.
Прогнозируют снижение поставок в Украину в “Белоруснефти” – в 2014 г. РУП планирует поставить в Украину 71 тыс. т. вместо 74 тыс. т годом ранее, сообщил начальник управления обеспечения углеводородным сырьем и реализации продукции компании Андрей Федорович. Впрочем, общие поставки из Беларуси растут и за 9 месяцев прибавили 9%, отгрузив в Украину 127 тыс. т – Мозырский НПЗ снижения не планирует. А. Федорович сделал акцент на схему продажи газа на экспорт “Белоруснефтью”. “Система продаж белорусского газа прозрачная и достаточно устоявшаяся”, – заверил белорусский менеджер, отметив, что вопросы “как купить у вас газ” появляются с высокой частотой. Он также напомнил, что украинским импортерам нужно быть готовыми к началу пофракционной закупки белорусского СУГ уже в 2016 г.
Завязанные на котировку Argus Media белорусы очень подвержены изменениям цен на базисе DAF Брест, которые улетают вверх при первом незначительном поводе и упорно не хотят снижаться, когда на то есть рыночные основания. Иван Марченков из журнала “Хим-Курьер” привел пример: из-за небольшого дефицита газа в Польше в июле-августе 2014 г. ценам в Украине “пришлось” вырасти.
О диверсификации источников поставок рассказал Сергей Федоренко из компании “Газтрон Украина”. Трейдер уверен, что Украина настолько плотно интегрирована в глобальный энергетический рынок, что способна заместить любой сбой поставок из России, Беларуси и Казахстана. Вопрос только в цене. В списке резервных источников – Восточная и Центральная Европа, Средиземноморье и Северная Африка, Средняя Азия и даже США. Последние уже являются важным игроком рынка Северо-Западной Европы и Средиземноморья. Впрочем, удовольствие тащить газ за тридевять земель недешевое – от $120 до $250/т. Приведенные расчеты вызвали оживленную дискуссию в кулуарах форума,. энергетическая независимость – это всегда дорого.
Изюминкой форума стало обсуждение темы автономного газоснабжения, которая в свете напряженной ситуации с поставками российского природного газа заиграл новыми красками. По расчетам исполнительного директора УАСГ Олега Широкова, при сохранении темпов роста рынка в IV квартале (около 12%), по итогу 2014 г. емкость украинского рынка сжиженного газа может составить порядка 1 млн. т. Точность данных в государственном учете газа по-прежнему оставляет желать лучшего, однако, по оценкам экспертов, порядка 750-800 тыс. т в Украине заправляется в баки автомобилей, остальной газ – в бытовые баллоны как через розничную сеть, так и через “облгазы”. Пока рост автогаза имеет экстенсивный характер, считает заместитель гендиректора “Консалтинговой группы А-95” Артем Куюн. По его мнению, за популярностью газа не поспевает маркетинг. “Даже крупнейшие операторы рынка, имеющие большой опыт в продвижении бензинов и дизтоплив, в отношении автогаза используют примитивные инструменты: скрытые скидки или банальную вторую цену на пистолете. С такими темпами рынок скоро исчерпает свои “природные” драйверы роста”, – отметил аналитик.
Участники рынка с таким утверждением не спорят, но отмечают, что причина кроется в низком уровне организации рынка пропан-бутана по сравнению с продажей бензина. “Даже на большом комплексе невозможно держать цену намного выше, чем на подзаборной бочке. Цена остается на 99% определяющим фактором места заправки”, – довелось услышать от одного из крупных импортеров, выведшего в 2013 г. в газовый ритейл. Этот фактор обеспечивает лидерство “БРСМ-Нафты” и “Привата”, которые по удельным прокачкам оставили конкурентов далеко позади. А. Куюн также указал на то, что продажи газа напрямую зависят от количества внимания, которое уделяется в сети этому продукту. Так, в наличных продажах “Надежды”, известной своим газовым новаторством, доля пропан-бутана составляет 57%, в то время как в сети ОККО, явно отставшей в развитии газового бизнеса, этот показатель не превышает 3,5%. Еще одной проблемой для рынка автогаза остается плачевная ситуация в сфере переоборудования транспорта. Рост сети станций по установке ГБО пагубно сказался на качестве обслуживания автолюбителей, желающих перейти на газ. “С одной стороны, человек все же ставит газ, но из-за возникающих проблем репутация топлива серьезно портится. Отсюда и убеждение, что это топливо только для таксистов, – говорит представитель сети АГЗС из Донецка. – Большинство СТО живет сегодняшним днем, да и уровень бизнеса у них на уровне гаражного автомеханика. Если делать хорошо, то только самому”.
Еще об одних потерях, которые легче исчисляются, говорил директор “Пропан-Сервиса” Александр Залюбовский – эксперт представил развернутый доклад о современных системах учета. В опте трейдеры имеют дело с тоннами, а на пистолете – с литрами. Пересчеты “средней по больнице” плотности приводят к дисбалансу фактических объемов реализации и бухгалтерского учета на каждом этапе. “В реальной жизни “усредненный” учет стоит дорого. В среднем из-за этих нестыковок потери на каждой тысяче тонн могут достигать 250 тыс. грн.”, – привел расчеты А. Залюбовский. Нетрудно подсчитать, что в масштабах украинского рынка – это 225 млн. грн. Представленные цифры заинтересовали всех участников форума. Остается актуальным и вопрос брэндового газа. По мнению “А-95”, осваиваемая скромными темпами сфера остается еще одним каналом недополученного операторами дохода. Сегодня лишь некоторые ритейлеры продвигают “продукт с именем” и неплохо на этом зарабатывают.
Результаты полевых испытаний улучшенного сжиженного газа привел Юрий Слиденко из Meridian Industrial Technologies, выход которой на украинский рынок совпал с проведением «LPG Ukraine 2013». По словам Ю. Слиденко, поставляемая присадка eeFuel ожидаемо показала высокие результаты исследования. “Мы можем смело говорить о том, что присадка хорошо сглаживает скачки качества газа разных производителей. В сети, где тестировался продукт с присадкой, нарекания со стороны клиентуры сократились практически до нуля”, – отметил представитель американской компании. Главной же нормативной “инновацией”, необходимость которой так до сих пор не осознали участники рынка, остается грядущее внедрение технического регламента. Дать ответы на наиболее болезненные вопросы в ходе форума пытались представители НИИ “МАССМА” Игорь Сахацкий и Светлана Шамкина. “Технический регламент – это необходимость, которую приняла на себя Украина, выбрав европейский курс”, – пояснил важность изменений Сахацкий.
На давно волнующий рынок вопрос, почему нельзя просто взять и перевести европейские стандарты, С. Шамкина ответила, что это невозможно по нескольким причинам. Прежде всего, расхождение в метрологии, а также соответствие отдельным законодательным актам.
Более приземленным и важным для рынка стал вопрос безопасности. Серии взрывов бытовых баллонов и трагедия на АЗС “БРСМ-Нафты” в Переяслав-Хмельницком нанесли серьезный удар по репутации сжиженного газа, требования к безопасности которого и без того называли преувеличенными. Поэтому выступление замглавы “Госгорпромнадзора” Степана Дунаса участники форума встретили большим количеством вопросов и предложений. Авторитетный чиновник разложил по полочкам все нарушения, приведшие к взрыву на “БРСМ”, окончательно отвергнув выдвигаемую ранее версию теракта. “Дико наблюдать, как на красивых современных комплексах, в которые вложены огромные финансовые и трудовые ресурсы, нормы охраны труда попираются на каждом этапе”, – отметил С. Дунас. По оценке представителя одной из инжиниринговых компаний, невосполнимые потери в Переяславе стали следствием экономии владельцем заправки нескольких тысяч гривен. С. Дунас также напомнил о проблеме заправки баллонов на АГЗС. Он выразил уверенность в необходимости легализации этой деятельности после утверждения регламентов, которые бы гарантировали ее безопасность. “В этом вопросе наше ведомство плотно сотрудничает с ассоциацией, мы рассчитываем на то, что добьемся изменений вместе”, – заключил спикер.
Особенностью «LPG Ukraine 2014» стала тема отопления. Об автогазе как о горючем для отопления говорили давно, но только осознав вызовы, которые несет возможное прекращение поставок российского природного газа, о нем заговорили в полный голос. Несколько удивила позиция “Нафтогаза Украины”, от имени которого выступал и. о. зампереда компании Юрий Колупайло. Несмотря на все трудности с энергообеспечением страны, “Нафтогаз” не видит на горизонте такого топлива, как сжиженный газ. “По крайней мере, в этом сезоне мы не рассматриваем LPG в качестве отопительной альтернативы”, – сообщил представитель “Нафтогаза”. В представленных чиновником расчетах себестоимости сжиженному газу было отведено предпоследнее место перед дизтопливом, что вызвало множество возражений среди участников конференции, в том числе и из Минэнергоугля. Не соглашаются с выводами “Нафтогаза” и частные операторы. По мнению директора “Укравтономгаза” Андрея Дорофеева, смотреть на экономику сжиженного газа “в лоб” нельзя, поскольку в некоторых случаях пропан-бутан не имеет альтернативы в качестве топлива для обогрева. Наверное, именно поэтому большинство торговых компаний уже сформировали технические артели, которые активно устанавливают системы отопления на сжиженном газе на аграрных предприятиях. Один “Укравтономгаз” реализовал более сотни проектов.
Да и экономика относительна. Сегодня пропан-бутан в некоторых местах проигрывает другим энергоносителям, однако не факт, что такая ситуация сохранится даже в самом ближайшем будущем. Рассчитывать на снижение цены природного газа в обозримой перспективе не приходится, в то время как сжиженный газ в глобальном масштабе имеет все предпосылки для удешевления – в мире который год нарастает избыток этого ресурса. Вот и получается, что сжиженный газ со всеми достоинствами и недостатками ищет свое место. Тридцать лет назад он начал активно “пролезать” в бытовой сектор, десять лет назад – в автомобильный сектор, сегодня появляется экономическая и техническая целесообразность отапливать сжиженным газом. Фактически развитие отопления открывает для операторов перспективу солидного увеличения продаж. “Поставка дизтоплвиа аграриям – большой сектор сбыта для трейдеров. При правильном подходе газ для отопления может стать чем-то сродни этому”, – говорит А. Куюн. Операторы также отмечают, что поставка газа для автономных систем способна выровнять сезонный спрос на ресурс.
Экономическая эффективность использования наиболее популярных видов топлив
Энергоноситель | Ед. изм. | Стоимость единицы энергоносителя, грн. | Уд. теплота сгорания | Кол-во энергии, кВт/ч | КПД | Стоим. 1 кВт/ч энергии, грн. |
Природный газ | 1 куб. м | 6,48 | 33,5 | 9,1 | 0,92 | 0,77 |
Пропан-бутан | 1 кг | 14,5 | 46,3 | 12,8 | 0,92 | 1,23 |
Уголь | 1 кг | 1,8 | 15 | 4,17 | 0,75 | 0,58 |
Электроэнергия | кВт/ч | 1,48 | 3,6 | 1,0 | 0,95 | 1,5 |
Мазут | 1 кг | 12,3 | 40,5 | 11,25 | 0,82 | 1,33 |
Дизтопливо | 1 л | 16,0 | 42,6 | 9,6 | 0,89 | 1,87 |
Представители УАСГ, накануне конференции вернувшиеся из рабочей поездки в Польшу, призвали участников рынка объединить усилия для изменения ряда норм, которые сдерживают развитие этого направления. Заместитель генерального директора компании “Надежда” Станислав Батраченко был краток: “На автономном газоснабжении можно и нужно зарабатывать. Я хотел набросать итоги поездки в презентации, но потом понял, что это очень хороший бизнес-план, поэтому делиться, простите, не буду”. Газовики сигнал приняли: “Как показывает опыт, если “Надежда” задает тон какой-то теме, а потом уходит в молчаливое подполье, значит, там есть хороший заработок”. При этом С. Батреченко не скрывает: для эффективного применения сжиженного газа в отоплении нужно провести много бумажной работы, привлекая к ней чиновников разных уровней.
Понимают это и чиновники. Впрочем, скорость преобразований может значительно повыситься после нынешней зимы. Как сказал начальник юрдепартамента Минэнергоугля Сергей Насвищук, “нам нужно один раз замерзнуть, чтобы многое переоценить”. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)