Специалисты ОО “Публичный аудит” в ходе исследования деятельности “Укрхимтрансаммиака” выяснили, что госпредприятие с рыночной стоимостью почти 2,4 млрд. грн. направляет в бюджет государства менее 1% от этой суммы – 24 млн. грн. Об этом сообщает пресс-служба общественной организации.
“Как показал детальный анализ “Укрхимтрансаммиака”, предприятие имеет все предпосылки быть сверхприбыльным и существенно наполнять бюджет. Впрочем, оно балансирует практически на грани ликвидности. “Укрхимтрансаммиак” получает от транзита аммиака более 800 млн. грн./год. При этом ничего не производя, фактически тратит все полученные средства на содержание трубопровода, декларируя чистую прибыль всего в 46 млн. грн”, – рассказывает директор “Публичного аудита” Максим Гольдарб.
“Публичный аудит” обратился с официальным обращением относительно базовых финансовых показателей деятельности предприятия. “Руководство “Укрхимтрансаммиака” незаконно отказало в предоставлении публичной информации, считая недопустимым для общественной организации обращаться за подобной информацией. Однако, по мнению “Публичного аудита”, истинные причины отказа скрыты за тем, что мощная государственная монополия, обладая значительной материально-технической базой и огромным потенциалом, фактически ничего не зарабатывает для страны”, – отмечает специалист организации Андрей Вигиринский. Он подчеркивает, что на сегодня бюджет государства от своей собственности рыночной стоимостью почти 2,4 млрд. грн. получает менее 1 % от этой суммы.
По подсчетам “Публичного аудита”, разница между валовыми доходами и расходами в 2013 г. составляла всего 64,1 млн. грн. (828,4 и 764,3 млн. грн. соответственно), в 2012 г. – 55 млн. грн. (778,5 и 723,5 млн. грн). То есть соотношение валового дохода и валовых расходов предприятия выглядело так: 1:0,93. При этом 65% всех расходов составляла себестоимость (затраты, связанные с предоставлением услуг по транспортировке аммиака).
Исследование “Публичного аудита” указывает, что риски завышения себестоимости (из-за проведения финансово-хозяйственных операций с очевидным завышением цены, нерациональные административные расходы) могут составлять до 30%, или 150 млн. грн. В частности, если в 2012 г. такие расходы составляли 45,2 млн. грн. (4,7% от всех расходов), то в 2013 г. их увеличили почти на треть при том, что валовые расходы были увеличены всего на 4,6 %.
Как подчеркивает Вигиринский, в 2014 г. для наблюдения с воздуха за техническим состоянием украинского участка магистрального аммиакопровода Тольятти – Горловка – Одесса были закуплены у ООО “Яна Чартер АГ” воздушные суда на 36,8 млн. грн. Однако, по данным Реестра гражданских воздушных судов Государственной авиационной службы Украины (Civil Aircraft Register of Ukraine), по состоянию на 5 ноября 2014 г. компания воздушными судами не обладала.
Вигиринский также приводит другой пример, когда ООО “Охрана и безопасность” получило под предприятия 35,6 млн. грн. для обеспечения безопасности украинской части аммиакопровода и его объектов, а территориальные подразделения МВД Украины – 5,1 млн. грн. для охраны общественного порядка и безопасности. Это при том, что охрана объектов магистрального трубопроводного транспорта должна осуществляться специальными ведомственными подразделениями “Укрхимтрансаммиака”. Учредителями ООО “Охрана и безопасность” были ООО “Промкерам” и ООО “Григорьевский рудник”, совладельцем которых ранее был бывший директор “Укрхимтрансаммиака” Виктор Бондик.
Поэтому “Публичный аудит” предлагает принять ряд “реанимационных” мер, чтобы изменить столь негативную динамику. Прежде всего, необходимо осуществить комплексный аудит проверки деятельности “Укрхимтрансаммиака” с привлечением независимой международной организации. Внесение изменений требует и порядок отчислений в государственный бюджет части чистой прибыли предприятия. По предложению аудиторов, их целесообразно увеличить до 70%. Благодаря этому госбюджет сможет дополнительно получать более 50 млн. грн./год. Также на уровне Кабинета министров Украины целесообразно разработать единую формулу вознаграждения топ-менеджеров и руководителей государственных предприятий, привязав ее размер к экономическим показателям деятельности предприятия, его рентабельности и прибыльности. Кроме того, важно ограничить объем административных расходов государственных предприятий и установить жесткие правила использования средств, полученных от предпринимательской деятельности.
“Кроме того, “Публичный аудит”, принимая участие в процессе анализа бюджетирования, рекомендовал повысить тариф за транспортировку аммиака по территории Украины в соответствии с рыночными ценами. Ранее рентная ставка на транспортировку 1 т аммиака составляла 5,1 грн., тогда как стоимость 1 т аммиака – около $600. “Публичный аудит” предложил вдвое повысить размер ставки и перевести ее в долларовый эквивалент. Эти нововведения уже учтены в изменениях действующего Налогового кодекса”, – резюмирует Максим Гольдарб. (РБК-Украина/Химия Украины и мира)