Еще полгода назад казалось, что дороже 16-17 грн./л бензина АЗС просить не будут. Однако сегодня, когда цены на топливо в Украине уверенно перешагнули отметку в 20 грн., их рост видится бесконечным. При этом рост цен на энергоносители в условиях глубочайшей внешней энергозависимости отечественной экономики оказывает прямое влияние на стоимость услуг и производимой в Украине продукции.
Год от года энергозависимость Украины лишь усугубляется. Например, в 2012 г. Национальный банк заявил, что мы обеспечиваем себя топливом на 58%. Получается, тогда доля импортных поставок в Украину составляла около 40%. Сегодня картинка ухудшилась для нас в 2 раза. “Почти все наши нефтеперерабатывающие заводы стоят (на рубеже 1990-2000 гг. их насчитывалось 6). Поэтому 80% топлива – импортное”, – сказал директор научно-технического центра “Психея”, член общественного совета при Минэнерго Сергей Сапегин. Очевидно, что зависимость от импорта означает жесткую валютную привязку со всеми вытекающими отсюда последствиями. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить динамику курса гривны по отношению к доллару и цен на топливо. Корреляция очевидна.
Мощный фактор влияния на стоимость топлива – цены на нефть
Наряду с неспокойной гривной, второй мощный фактор влияния на стоимость топлива – цены на нефть, рост или падение которых соответствующим образом отражается и на энергоносителях почти на любом рынке. Но Украина в силу все той же валютной привязки должного эффекта от падения цен на нефть (с более чем $100 до $60/барр.) не ощутила. Эксперты уверяют, что будь цены на нефть более стабильными, мы бы платили за топливо значительно больше. Например, на пике цен на черное золото в марте-апреле цена литра бензина А-95 в валютном эквиваленте была около $1,4 (EUR1,1). Сегодня стоимость топлива в Украине равна приблизительно $0,8-0,9. “Если бы цены на нефть сохранились прежними, то при нынешнем курсе мы бы платили около 33 грн./л бензина”, – считает директор Киевского института энергостратегий Дмитрий Марунич.
Третий фактор – налоговое давление, которое продолжает возрастать. Например, в результате изменений в Налоговый кодекс, вступивших в силу в январе 2015 г., новый размер акциза для бензинов теперь составляет EUR202/т (ранее – EUR198), для сжиженного пропана или пропан-бутана – EUR50/т (ранее – EUR44). Появился акциз на альтернативные виды топлива (EUR99/т) и сжиженный природный газ (EUR6/т). Также появился дополнительный акциз с оборота в 5%, который распространяется и на топливо. В Государственной фискальной службе разъяснили, что этот сбор затрагивает бензин и дизельное топливо, топливо моторное альтернативное, биодизель, сжиженный газ. “Этот акциз добавил к цене каждого литра 1 грн. и будет постоянно стимулировать рост стоимости, поскольку установлен в процентах”, – отметил глава “А-95” Сергей Куюн. Этот акциз рассчитывается исходя из розничной цены плюс НДС. То есть если сумма в чеке составляет без НДС 100 грн., то к ней прибавляются 20 грн. НДС и уже сверху налагается акциз. В цивилизованном мире это бы назвали двойным налогообложением. Эксперты Национальной организации розничной торговли утверждают, что такой налог противоречит директиве ЕС 2011/64. Но власти предпочитают гнуть свою линию.
Стремительное подорожание топлива – существенный вклад в инфляцию
Стремительное подорожание топлива – это не только удар по карманам автовладельцев. Это и существенный вклад в инфляцию, и очередной пинок по бизнесу, который страдает от роста себестоимости. Об этом красноречиво свидетельствует статистика: по итогам 2014 г. потребление нефтепродуктов в стране сократилось на 15,4%. При этом за январь 2015 г. АЗС реализовали на 34% меньше бензина и на 23% меньше дизтоплива, чем за аналогичный период 2014 г. Эксперты утверждают, что подобные тенденции чреваты кризисом потребления, а также ростом теневого рынка нефтепродуктов. Вопрос “куда смотрят власть имущие чины?” остается без ответа.
“Предыдущее правительство посредством работы экспертно-аналитической группы при Минэнерго определяло рекомендованный коридор, встречалось с трейдерами, пыталось сдерживать цены. Сейчас этот рынок полностью свободен от госрегулирования”, – уверяет Дмитрий Марунич. Отмалчивается и Антимонопольный комитет. Кроме нескольких заявлений о том, что нефтетрейдерам “необходимо снизить цены на топливо”, от АМКУ за последний год никаких предметных решений и действий не исходило. АМКУ оправдывает лишь то, что последние месяцы он находится в парализованном состоянии.
Но вопросов к топливному рынку и его участникам немало. Например, с чьей подачи в новой версии Налогового кодекса появилась норма, согласно которой рентная плата за пользование недрами в нынешнем году существенно вырастает? В I квартале 2015 г. она увеличится на 60%, во втором – на 65%, в третьем – еще на 70%. В стенах правительства не под диктофон говорят, что эта оговорка стала результатом лоббизма со стороны лиц, близких крупным трейдерам-импортерам, которые смогут таким образом подчинить украинский рынок себе.
Еще одна большая проблема – качество реализуемых нефтепродуктов и их происхождение. Согласно данным ГФС, около 50% топлива в Украину поступает из Беларуси, значительно меньше – из стран Балтии и России. Но фискалы помалкивают о том, какие объемы попадают в нашу страну нелегально. Хотя еще в 2012 г. комитет Верховной Рады по вопросам ТЭК озвучил долю контрабанды в 50%. В консалтинговой группе “А-95” подсчитали, что доля некондиционного топлива на рынке составляет не менее 20%, в связи с чем трейдеры недоплачивают в госказну около 9 млрд. грн. акцизов ежегодно.
Рынок нуждается в правильном регулировании
Стабильности на локальном топливном рынке в ближайшем будущем ждать не стоит. Непредсказуемая динамика валютного курса и цен на нефть будут негативно влиять на стоимость горючего в Украине. Причем веских оснований для ее снижения пока нет. “После введения 5%-ного сбора с розничного оборота сумма налогов в литре нефтепродуктов фактически сравнялась с их закупочной стоимостью по импорту”, – приводит пример Сергей Куюн.
Рынок же нуждается не в административном и налоговом давлении, а в правильном регулировании (отмене акциза с оборота, в фиксации прочих акцизов в гривневом эквиваленте и хотя бы минимальном, но контроле цен), в программах стимулирования нефтедобычи и переработки (как вариант – освобождение от ввозных пошлин оборудования для НПЗ, что предлагало бывшее правительство) и борьбе со схемами.
К тому же попытки призвать внутренний рынок к порядку уже предпринимаются. Например, отмена 15%-ного дисконта на стартовую цену нефти отечественных производителей, которая реализуется на биржах. Эта “скидка” позволяла долгое время “Укрнафте”, подконтрольной группе “Приват”, активно демпинговать. Вместе с тем, вопрос монополии “Укрнафты” на нефтедобычу до конца так и не снят. Равно как контрабанды и реализации контрафакта, который автомобилисты именуют “бодягой”. А, учитывая инициативы, озвученные министром топлива и угля Владимиром Демчишиным о создании вертикально интегрированной госкомпании на базе “Укрнафты” и “Укртатнафты” (подконтрольны группе “Приват”), можно предположить, что ситуация на рынке топлива едва ли улучшится. (РБК-Украина/Химия Украины и мира)