Беспрецедентный рост стоимости топлива обвалил объемы его продаж. Чтобы хоть как-то выжить в этой ситуации, трейдеры все чаще смотрят в сторону теневого импорта, который за счет экономии на налогах позволит им удержать цены, а вместе с ними и покупателей.
Весь 2014 г. мировой рынок будоражили новости о снижении нефтяных котировок, за которыми должно было неизбежно последовать обрушение цен на горючее. Но в отличие от многих цивилизованных странах, эта тенденция обошла Украину стороной. Более того, весь этот период топливо активно дорожало, а в середине февраля отечественные автомобилисты стали свидетелями полноценного ценового спринта: таблички на стелах автозаправочных станций менялись ежесуточно, каждый раз прибавляя по 60-80 коп./л. Благодаря этому котировки на рядовой А-95 в рознице перевалили за 21 грн./л. Но на этом ситуация не планирует останавливаться. Уверенности в этом придает стремительное удорожание железнодорожных партий нефтепродуктов: за последнюю неделю оптовые цены на 95-й выросли на 1,5 тыс грн. до 27 тыс грн./т, а дизель прибавил в цене больше 800 грн., его стоимость превысила 23 тыс грн./т.
Наблюдая за происходящим, многие автомобилисты считают заинтересованными в ценовой гонке трейдеров, которые, по их мнению, зарабатывают на этом сверхприбыли. Но это заблуждение легко опровергается двумя фактами. Первый: мировое падение цен на нефть было полностью нивелировано ростом курса доллара к гривне. А поскольку прямая валютная составляющая в цене бензина и дизтоплива в Украине достигает 90%, девальвация национальной валюты и стала основным движущим фактором в конечной стоимости горючего для потребителя. Второй: владельцы розничных сетей не заинтересованы в резком удорожании горючего, поскольку он снижает объемы их продаж. Сухие цифры: если в 2013 г. потребление нефтепродуктов в Украине снизилось по отношению к 2012 г. на 3,8% до 10,1 млн. т, то по итогам 2014 г. к 2013 г. потребление горючего обвалилось на 15,4% до 8,56 млн. т. А с начала года объемы прокачек бензина и дизеля через АЗС уже ниже аналогичного периода 2014 г. на 25%. Поэтому по итогам 2015 г. глубина падения рынка имеет хорошие шансы побить самые пессимистичные прогнозы.
Для того, чтобы хоть как-то сохранить клиента, трейдеры начали информационную кампанию против Кабмина с требованием о снижении акциза на нефтепродукты и его переводе в национальную валюту. Эти меры позволят снизить стоимость горючего, но власть на них не пойдет ни при каких обстоятельствах. В первую очередь, потому что таким образом будет усугублена проблема и без того резко ухудшающегося платежного баланса страны.
Такой расклад означает, что владельцы розничных сетей останутся наедине со своими проблемами, и им придется искать другие способы удешевления нефтепродуктов. Самый безотказный из них – переход на теневые рельсы, подразумевающий оптовую закупку нелегально ввезенного или кустарно произведенного внутри страны товара. Эффективность работы с таким горючим доказал основатель группы “ВЕТЭК” Сергей Курченко, который считается близким Виктору Януковичу. На пике своей популярности структуры этого харьковского предпринимателя ввозили в Украину миллионы тонн бензина и дизеля в год, “экономя” на оплате налогов миллиарды гривень. Услугами Курченко не брезговали пользоваться трейдеры всех мастей, включая самые именитые заправочные сети Украины. Поэтому не исключено, что скоро эта сверхприбыльная ниша будет заполнена своеобразным “ВЕТЭК-2”, которое будет отличаться от своего прообраза только именами бенефициаров. Их имена могут стать известны довольно скоро, ведь первые шаги в этом направлении уже сделаны: в последнее время участились случаи контрабандных поставках нефтепродуктов через морские порты Очакова, Николаева, Измаила и Рени. (Деловая столица/Химия Украины и мира)