Опережающий рост стоимости дизельного топлива по сравнению с бензином может означать снижение качества последнего или желание нефтетрейдеров заработать на войне и аграриях, потребляющих ДТ.
В феврале все нефтепродукты стремительно подорожали. Большая часть бензина и дизельного топлива (ДТ) на украинском рынке – импорт, поэтому изменение цен стало логичной реакцией на девальвацию гривни. Однако владельцы дизельных автомобилей обратили внимание, что в последних числах февраля стоимость ДТ сравнялась с ценой бензина А-95, а затем и обогнала ее. Такое соотношение сохраняется до сих пор.
Оправдан ли рост цен? Александр Сиренко, аналитик UPECO, объясняет, что крупнооптовый рынок Украины зависит от котировок топлива в Европе. 19 февраля на европейском рынке цены дизтоплива и бензина А-95 сошлись на уровне около $580/т. На украинском оптовом рынке ситуация повторилась с незначительной задержкой – 24 февраля. Учитывая последующее снижение цен в рознице, ДТ “зависло” на месте и таким образом стало дороже бензина. С тех пор сохраняется разница в 1-2 грн., в то время как в Европе и украинском крупном опте к началу марта восстановилась ситуация, при котором солярка дешевле.
Президент ассоциации “Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины” Леонид Косянчук считает, что цены на АЗС, которые наблюдаются с начала марта, абсолютно оправданы, потому что цены формируются исходя из валютной стоимости топлива. “Налоги (акциз) тоже “валютозависимы”, так как начисляются в EUR/т, а платятся в национальной валюте по курсу НБУ на момент таможенного оформления, – объясняет Косянчук. – Потом на всю гривневую массу берут НДС (+20%) и получаем стоимость топлива на границе. Если все это посчитать, сложить да прибавить стоимость доставки до АЗС и расходы на содержание АЗС, то цена топлива не покажется завышенной”.
Однако не все согласны с тем, что рост цен почти в 2 раза по сравнению с 2014 г. имеет исключительно рыночное обоснование. Алексей Тамразов, основатель ООО “Западная нефтегазовая компания”, говорит, что цена дизтоплива на таможенном посте Коростень незначительно превышает 15 грн. (по состоянию на 12.03.2015). Причем в этом показателе уже учтены акцизы и налоги. По его словам, закупочная цена формируется на протяжении месяца, несколько дней высоких цен не могут оказать значительного влияния на среднемесячное значение. Представители АЗС склонны объяснять повышение цен влиянием как мировых, так и внутриукраинских факторов. В сети АЗС “БРСМ-Нафта” сетуют на “увеличение фискальной нагрузки в виде 5% акциза и ограничений НБУ, из-за которых нефтетрейдеры не могут приобрести валюту”.
Почему дизель стал дороже бензина? Одно из простых объяснений нынешнего соотношения в розничных ценах на ДТ и бензин – разные физические и химические свойства этих видов топлива. Так, в оптовой торговле оперируют тоннами, в рознице – литрами. Таково объяснение Леонида Косянчука. Второй причиной для более низкой розничной цены бензина, по информации Сергея Куюна, директора “Консалтинговой группы А-95”, является значительное количество контрабандного или контрафактного продукта. “В 2014 г. объем контрафактного бензина достиг 670 тыс. т, заняв пятую часть рынка, лишив бюджет акцизов за бензин и НДС на 5 млрд. грн.”, – рассказывает Сергей Куюн. По его словам, из-за растущих цен, повышающихся налогов и полного отсутствия контроля со стороны Государственной фискальной службы и прочих контролирующих органов доля такого бензина может достичь половины. Дизельное топливо сложнее “бодяжить”, поэтому цена не него формируется в максимально рыночных условиях.
Алексей Тамразов не соглашается с такой статистикой. По его предположениям, объем контрафакта составляет около 5 тыс. т в месяц, что не оказывает существенного влияния на рынок. Скорее, считает он, топливо, продаваемое из-под полы, – это конфискат Курченко, который время от времени появляется на рынке по сниженным ценам.
Тем не менее, Куюн указывает, что часть автозаправочных станций продает бензин по ценам ниже оптовых. Причина, на его взгляд, кроется в использовании контрафакта, который не содержит в цене налогов и не так подвержен валютным колебаниям, как легальное импортное топливо. Стоимость дизеля директор “А-95” считает рыночно оправданной. При этом на высоких февральских ценах удалось заработать тем, кто имеет производство в Украине или закупил топливо за несколько недель до роста курса валют. Одним из основных бенефициаров ситуации стала группа “Приват”, которая при продаже бензина и дизтоплива украинского производства ориентируется на цены импорта, постоянно растущие из-за курса.
Третьей и наиболее вероятной причиной считается влияние на рынок ДТ сезонных факторов и АТО, что стало особенно заметно на фоне общего снижения потребления светлых нефтепродуктов. Ряд экспертов допускает, что в преддверии посевной розничные сети применили “заградительные цены”, опасаясь проблем с закупкой в будущем. Солярка также востребована в зоне проведения АТО, поэтому трейдеры вынуждены контрактовать сырье практически на любых условиях. При этом сейчас практически остановился импорт российского ДТ, которое традиционно было дешевле белорусских или литовских аналогов. По мнению Сиренко, при текущих ценах на опте и курсе валют на розничном рынке дизтопива сети зарабатывают “лишних” 3-5 грн./л.
Юлия Пряникова, пресс-секретарь сети АЗС Shell в Украине, объясняя подорожание, ссылается на падение курса гривни и рост цены на нефть на мировых рынках за последние 2 месяца (с $50 до около $60/барр. в начале марта). Она также допускает, что повышение цен на дизтопливо произошло из-за сезонного повышения спроса в связи с активизацией работ в сельском хозяйстве и поставками ДТ в зону проведения АТО. Представительница Shell обращает внимание, что дизтопливо украинского производства тоже продается дороже бензина и на 50 коп. дешевле импортного ДТ.
Директор департамента стратегического маркетинга сети АЗК “БРСМ-Нафта” Александр Мельничук говорит, что цена дизельного топлива превышает цену бензинов во всех украинских сетях, которые импортируют данный вид топлива. Однако считает, что это временная ситуация, которая стабилизируется в течение 1-1,5 недель. Как и Сиренко, Мельничук объясняет, что стоимость дизтоплива и бензина в Украине уравнялись из-за повышения цен в Европе 19 февраля. Так, сеть АЗС “БРСМ-нафта” до сих пор реализует ресурс, закупленный в тот период. Как только он будет реализован, соотношение цен вернется на прежний уровень.
Подтверждением этой версии является сближение цен бензина и ДТ на стелах АЗС. Если ранее на большинстве из них разница составляла 1,5-2 грн./л, то сейчас спред сузился до 0,5-1 грн. Однако Алексей Тамразов прогнозирует, что удешевление нефтепродуктов можно ожидать ближе к лету при стабилизации курса гривни и сезонном снижении спроса. (Дело/Химия Украины и мира)