Из-за резкой девальвации гривни и роста акциза в Украине значительно выросли объемы поддельного бензина и дизтоплива. Об этом говорят эксперты рынка, подчеркивая, что 80% топлива у нас – импорт, платить за него надо в валюте. В первую очередь страдают от этого автовладельцы, ибо бодяга кажется дешевой только на первый взгляд, но ее расход намного выше, чем заводского бензина, да и часто потом приходится серьезно тратиться на ремонт двигателя. Как рассказал менеджер по приемке автомобилей СТО немецкого брэнда Максим Початун, за последние 3-4 месяца количество машин с проблемами топливной системы увеличилось примерно на 60%.
По словам экспертов, объем фальсификата за год вырос в 2 раза. “После повышения с января 2015 г. акциза, налоги (акциз и НДС) достигли 40% в цене на бензин, в дизтопливе – 30%, это 7-10 грн./л. Производить фальсификат стало намного выгоднее, чем раньше, когда налоги были 22-33%, ведь очевидно, что бодяжники ничего государству не платят, – сказал директор консалтинговой группы “А-95″ Сергей Куюн. – В 2014 г. из-за роста цен на топливо доля фальсификата росла лавинообразно и составила до 20% рынка, или 670 тыс. т/год (в 2013 г. было около 10%). Итоги за I квартал будут позже, но уже сейчас понятно, что ситуация не улучшилась. По нашим подсчетам, за 2014 г. бюджет потерял 5 млрд. грн., в 2015 г. может быть недобор до 10 млрд. грн.”.
По словам замдиректора НТЦ “Психея” Геннадия Рябцева, чаще всего в низкооктановый бензин или газоконденсат добавляют этанол, метилтретбутиловый эфир (яд), отходы коксохимического производства. “Даже поверхностный анализ показывает, что бодяжат, – говорит Рябцев. – Например, одна из брэндовых сетей АЗС официально купила в 2014 г. 200 тыс. т бензина, а продала 320 тыс. т. Откуда излишки? При этом 3 их нефтебазы на Киевщине и Виннитчине приобрели 20 тыс. т газолина, 10 тыс. т газового конденсата, 30 тыс. т октаноповышающих присадок. Все это смешивается и продается на заправки. Но такое топливо вредит двигателю. Качественный бензин производится только на НПЗ”. Эксперты говорят, что на некачественный бензин вероятней всего попасть, заливаясь на небольших несетевых заправках, где цена топлива меньше на пару гривен.
Аналитик UPECO Александр Сиренко считает, что не весь бензин с кустарных НПЗ портит автомобили: “Иначе дешевым топливом не заправлялись бы. Проблема в том, что у нас нет стандартов на смесевые бензины, поэтому их объявляют фальсификатом. Но реально опасной бодяги на рынке не более 10%, в основном в глубинке, где никогда не было контроля качества топлива”.
Есть три простых экспресс-способа не попасть на явную бодягу: не покупать очень дешевое топливо (на 2 и более грн. ниже обычной цены); перед заправкой понюхать пистолет – нормальное топливо не пахнет бытовой химией; капнуть бензином на белую бумагу или на руку – после его испарения не должно быть масляного пятна.
Пока власти оценивают серьезность проблемы. На запрос по поводу контроля качества топлива в Минэнергоугля (обязанном тщательно контролировать трейдеров) ответили, что министерство “мониторит рынок газа, нефти и продуктов их переработки, причин для роста цен нет”, но о качестве топлива не упомянули.
В Госинспекции по вопросам защиты прав потребителей ответили, что сейчас запрещены любые проверки бизнеса. Они возможны только по жалобам потребителей, но часто и на это в бюджете не хватает денег.
В Госфискальной службе заверили, что с трейдеров они взыскивают все налоги в соответствии с предоставленными ими документами. А заниматься расследованием махинаций, связанных с качеством топлива, если они есть, должны правоохранительные структуры. Впрочем, как сообщили в пресс-службе ведомства, фискалы готовы заняться проблемой ухода некоторых трейдеров от налогов, но сначала этот вопрос должен изучить Общественный совет при Госфискальной службе. (Сегодня/Химия Украины и мира)