Группа депутатов Верховной Рады зарегистрировала в парламенте законопроект, которым предлагается к 2017 г. направлять все средства, получаемые от акцизного сбора, в Государственный дорожный фонд. При этом Мининфраструктуры предлагает увеличить ставку акциза в 2 раза, пишет “Деловая столица”.
“Такое предложение прописано в проекте изменений к Бюджетному кодексу (законопроект №2725). Документ зарегистрировала в парламенте группа депутатов, в числе которых сын владельца агрохолдинга “Нибулон” Андрей Вадатурский, медиамагнат Игорь Диденко (медиагруппа “Авто-центр”), львовский миллионер Ярослав Дубневич, сколотивший состояние на поставках железнодорожной продукции, и ряд других. Но, по слухам, документ лоббирует само Мининфраструктуры”, – пишет издание.
Право распоряжаться дорожным “кошельком” предлагают отдать Госагентству автомобильных дорог Украины (“Укравтодор”). Согласно подсчетам “ДС”, ежегодно в фонде будет аккумулироваться порядка 50-75 млрд. грн. Это в десятки раз больше, чем на сегодняшний день: последние 10 лет на содержание и текущий ремонт автодорог в среднем выделяли 2-4 млрд. грн. в год, в то время как необходимая сумма оценивалась как минимум в 11 млрд. грн.
“То, что дорожное ведомство выбилось в фавориты, не удивляет. По слухам, нынешнего руководителя “Укравтодора” Сергея Подгайного посадил в это кресло Александр Малин – бывший первый замглавы Одесской областной госадминистрации, экс-глава “Укравтодора”, давний друг, а теперь и консультант премьера Арсения Яценюка. Поговаривают, что он и сейчас остается главным куратором “Укравтодора”, – говорится в статье.
Руководство Мининсрафтруктуры не раз заявляло о необходимости финансирования дорожного хозяйства из одного “кошелька”. Сейчас деньги, собранные в виде акциза и ввозной пошлины на нефтепродукты, идут в общий фонд госбюджета. Общая сумма таких поступлений составляет примерно 25-30 млрд. грн. в год. “Эти средства могли пойти на ремонт дорог, но ими латают дыры в социальных проектах государства”, – заявил “ДС” первый заместитель министра инфраструктуры Владимир Шульмейстер.
Государственный дорожный фонд планируют наполнять из нескольких источников, главный из которых – топливный акциз. “По словам руководителя департамента автотранспорта Мининфраструктуры Романа Хмиля, его ставку нужно повысить в два раза – с нынешних 15 до 30%. Это обеспечит поступления в фонд до 50-60 млрд. грн. ежегодно. То, что рост акцизов приведет к подорожанию топлива, а значит, и к повышению цен на пассажирские и грузовые перевозки, чиновников не тревожит”, – отмечают в газете.
Второй источник наполнения фонда – плата за проезд грузовиков по автодорогам государственного значения (соответствующий законопроект уже разработало Мининфраструктуры). За счет нового сбора в фонд будет поступать от 4 млрд. до 8 млрд. грн. в год. Окончательная сумма будет зависеть от размера платы, которая может составить от 0,5 до 1 грн. за 1 км. Кроме того, в дорожную “копилку” станут перечислять штрафы за проезд перегруженных фур. Ориентировочно эта сумма может достичь 500 млн. грн. в год.
Порядок использования средств Государственного дорожного фонда должен разработать и утвердить Кабмин. В западных странах аналогичные дорожные фонды жестко контролируются не только государственными структурами, но и общественностью. К примеру, на сайте Федеральной дорожной администрации США каждый день публикуют отчеты – сколько денег получено и на что они потрачены. Если в Украине не будет внедрен подобный механизм, от создания дорожного фонда толку не будет. В выигрыше останется только “Укравтодор”, который получит возможность манипулировать миллиардами. А украинцы окажутся разочарованы: акциз (и, соответственно, цена бензина) повысится, стоимость перевозок возрастет, но ситуация с дорогами заметно не улучшится”, – резюмирует издание.
Ранее глава Мининфраструктуры Андрей Пивоварский заявлял о необходимости направления средств, получаемых от акцизного сбора, на ремонт дорог.
В 2015 г. акцизы выросли в среднем на EUR2-4/т, при этом к основному акцизу прибавился 5%-ный сбор с розничной реализации подакцизных товаров (в т. ч. топлива на АЗС), который должен направляться в местные бюджеты. Однако система его сбора пока остается непрозрачной. В частности, ГФС не отслеживает в полной мере этот сбор.
В то же время, по данным экспертов, активизировавшиеся с начала весны контрабандные поставки топлива приводят к потерям госбюджета 250 млн. грн. акциза и НДС. От уплаты сбора, прикрываясь несовершенным налоговым законодательством, уходят и крупные сети АЗС, которые продают топливо, кустарно изготовленное с использованием импортируемых присадок и промежуточных продуктов переработки, которые не облагаются акцизом. Например, в сети “БРСМ” закупки товарных бензинов вдвое меньше реализации, а в 2014 г. сеть фактически не закупала бензин А-95, хотя на своих колонках предлагает 3 марки топлива с таким октаном. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)