К концу года может быть принят новый Национальный перечень основных лекарственных средств, построенный по лекалам аналогичных перечней в африканских странах. Эксперты уверены, что это отбросит назад отечественную медицину и ухудшит общую ситуацию с обеспечением населения медикаментами.
Министерство здравоохранения предлагает принять новый Национальный перечень основных лекарственных средств. Соответствующий проект постановления Кабмина опубликован на сайте Минздрава в апреле. По словам замминистра здравоохранения Игоря Перегинца, нацперечень будет применяться при госзакупках лекарств.
Директор департамента рациональной фармакотерапии и сопровождения государственной формулярной системы “Государственного экспертного центра” Татьяна Думенко добавила, что на препараты из этого списка будет распространяться действующее в стране государственное ценовое регулирование.
“Идея создания нового нацперечня – в унификации всех действующих в стране подобных списков”, – пояснил партнер юридической фирмы Marchenko Danevych Борис Даневич, специализирующийся на фармацевтическом праве. Этот перечень будет использоваться для того, чтобы всем было понятно, что государство будет закупать, по каким препаратам регулировать цены в аптеках и наличие чего государство берется обеспечить в больницах, сказал юрист.
“Каждая страна создает свой нацперечень лекарств, который гарантирует минимальный пакет услуг”, – сказал советник главы координационного совета пациентской организации “Всеукраинская сеть ЛЖВ” Владимир Курпита.
Такой нацперечень создается по трем основным принципам:
- Он должен обеспечивать лечение наиболее распространенных заболеваний.
- Присутствие в нем препаратов должно быть экономически обоснованным.
- Государство берет на себя обязательство по наличию этих лекарств в больницах и аптеках.
Но почти сразу же после обнародования проекта нового перечня эксперты подвергли его резкой критике.
Список, принятый за основу для создания единого нацперечня, разработан специалистами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) для удовлетворения базовых потребностей отсталых африканских стран, в которых почти отсутствует система здравоохранения, сказано в открытом письме Американской торговой палаты (АТП). Введение в действие такого перечня отбросит систему здравоохранения Украины как минимум на 30 лет назад, а закупка по этому списку будет формальной исключительно ради самого процесса закупки, в котором не будут учтены потребности пациентов и клинические индикаторы эффективности, считают в АТП.
Владимир Курпита отметил, что в проект вошли препараты для лечения малярии и прочих свойственных Африке заболеваний. В частности, перечень рекомендует наличие в стране 12 противомалярийных препаратов. Но малярия не настолько распространена в стране, чтобы государство гарантировало наличие стольких лекарств, уверен эксперт. Также он критикует попадание в проект препарата для лечения африканского трипаносомоза. “Это очень специфическое тяжелое заболевание. Но я не помню, был ли зарегистрирован хоть один случай в Украине этой болезни”, – сказал Курпита. В проекте есть антибиотик “азитромицин”, который рекомендован только для лечения при хламидиозе. А в Украине это лекарство также используется при лечении пневмонии, ангины и т. д. Также в перечень попали препарат ставудин, который не рекомендуется ВОЗ и не выдается в Украине пациентам, утверждает Владимир Курпита. Еще один пример – препарат “индинавир”, который применялся в Украине только на заре лечения ВИЧ/СПИД в 1996-1998 гг. и имеющий большое количество противопоказаний. В то же время, в списке недостаточно представлены препараты для лечения онкологических, сердечно-сосудистых заболеваний, диабета, артритов, бронхиальной астмы и тому подобное, утверждают в АТП.
Спорная ситуация и с перечнем препаратов для лечения туберкулеза. Владимир Курпита сказал, что в него вошли не все препараты, которые используются в Украине для лечения данного заболеваний. “Теперь непонятно – государство их не будет закупать, поскольку они не попали в этот перечень? Или пациентам предложат покупать за собственные средства?”, – отметил Курпита. По его словам, этот перечень не соответствует ни спектру заболеваний, которые есть в Украине, ни спектру программ, которые внедряются в стране.
Борис Даневич уверен, что новый нацперечень должен базироваться на реальных потребностях украинских пациентов, а не на минимальном перечне, рекомендованном ВОЗ для развивающихся стран. В списке должны присутствовать инновационные препараты, иначе возможности лечения будут ухудшаться. “Таким подходом Минздрав добьется того, что он сможет обеспечить только базовые потребности пациентов. Но это спорный подход”, – сказал Борис Даневич.
В Минздраве отвергают все обвинения и критику. Татьяна Думенко говорит, что пример с малярией неудачен. По ее словам, в Украине остро стоит вопрос обеспечения лекарствами для лечения этого заболевания. “У нас есть малярийные менингиты, у нас есть даже смерти от малярии”, – сказала Татьяна Думенко, уточнив, что в основном это касается военного контингента, который проходит службу в Африке. Игорь Перегинец сказал, что предложенный проект нацперечня является модальным. “Он живой и будет трансформироваться в соответствии с потребностями здравоохранения и развития системы” – отмечает он. Нацперечень будет принят до конца года, чтобы в 2016 г. его применять при госзакупках, уточнил замминистра здравоохранения.
Владимир Курпита высказал опасение, что новый проект нацперечня необходим для перераспределения рынка и он может быть заказом от одной из сторон фармацевтического рынка. “Мы возвращаемся к дженерическим препаратам, в чем заинтересованы те или иные национальные производители”, – резюмировал эксперт. (РБК-Украина/Химия Украины и мира)