Украинское правительство обещало реализовать конфискованные нефтепродукты С. Курченко на аукционе, а вырученные средства потратить на нужны армии. Через год выяснилось, что нефтепродукты были реализованы по заниженной цене частным компаниям бизнесмена Сергея Тищенко, близко знакомого с главой парламентского комитета по безопасности и обороне Сергеем Пашинским. Убытки государства СБУ оценивает в 250 млн. грн. Именно столько, по словам президента Порошенко, Украина тратит в день на войну на востоке Украины.
20 мая глава парламентского комитета по вопросам нацбезопасности Сергей Пашинский заявил, что подал в суд на своих коллег Сергея Соболева и Дмитрия Добродомова, публично обвинивших его в участии в незаконной продаже нефтепродуктов, ранее изъятых милицией у компаний беглого бизнесмена Сергея Курченко. “Если действительно подтвердятся факты, указанные Соболевым и Добродомовым, я сам попрошу вас лишить меня всех полномочий, поскольку в условиях войны это очень серьезно”, – пообещал он.
Факты злоупотреблений, которые были озвучены коллегами Пашинского, могут появиться в ближайшее время. Служба безопасности Украины передала в Генпрокуратуру “материалы уголовного правонарушения”, посвященные незаконному присвоению и продаже более 85 тыс. т нефтепродуктов, находившихся под арестом. Это около 1770 железнодорожных цистерн. Следствие предполагает, что в преступную схему были вовлечены бизнесмен Сергей Тищенко, глава парламентского комитета по вопросам нацбезопасности Сергей Пашинский и экс-заместитель министра внутренних дел Виталий Сакал. Материалы уголовного правонарушения сопровождала справка, в которой речь идет о бензине и дизельном топливе, которые ранее, по мнению следствия, принадлежали Сергею Курченко и были арестованы сразу после его бегства из страны в марте 2014 г. Министр внутренних дел Арсен Аваков тогда рапортовал о том, что имущество беглецов будет продано на аукционе, а вырученные деньги потратят на нужды украинской армии.
В действительности, как показывают материалы расследования, план у распорядителей арестованного имущества был несколько другой.
Начали с командных высот. В июне 2014 г. сменился директор госпредприятия “Укртранснафтопродукт” – именно ему правительство поручило проводить аукцион. Новым руководителем стал бизнесмен Владимир Гаврилов. Назначен он был директором ответственного департамента Минэнерго Андреем Бойчуком, который работал инженером-ремонтником госпредприятия “Укртрансгаз”, а во время Евромайдана стал одним из сотников Самообороны Майдана. В справке указывается, что свою должность он получил по “квоте Пашинского”. Гаврилова, в свою очередь, следствие называет “менеджером, подконтрольным группе компаний “Фактор” бизнесмена Сергея Тищенко”.
Практически сразу после назначения Гаврилова “Укртранснафтопродукт” обратилось в МВД с просьбой передать им “на ответственное хранение” арестованное имущество Курченко. МВД направило ходатайство о смене места хранения и дальнейшей реализации нефтепродуктов в Приморский районный суд Одессы. Нефтепродукты, которые МВД отнесло к собственности компаний Курченко, хранились в трех разных местах: на территории Одесского НПЗ, Херсонского нефтеперевалочного комплекса и нефтебазе в Василькове под Киевом.
В начале октября 2014 г. судья Приморского суда Юрий Кушниренко удовлетворил ходатайства по имуществу, которое находилось в Херсоне и Киевской области. Далее должна была бы состояться длительная церемония оценки, описи и передачи нефтепродуктов, но МВД поступило проще – обе базы были попросту захвачены батальоном территориальной обороны “Киев”, находящимся в подчинении МВД. Васильковскую базу на тот момент арендовала группа компаний “Роснефть”.
Президент управляющей компании группы ПИ “Роснефть-Украина” Владимир Жмак пояснил, что нефтепродукты, более 10 тыс. т дизельного топлива стоимостью около $10 млн., хранившиеся тогда на базе, принадлежали им, а не компаниям Курченко. Они, якобы, завезены были уже после побега Курченко из страны. Впрочем, это объяснение не произвело на милицию никакого впечатления.
В Херсоне тоже произошел курьез, прямо не относящийся к делу, но интересный сам по себе. Как выяснила СБУ, вместе с Курченко в местном комплексе свои 6 тыс. т бензина хранил мажоритарщик Владимир Зубик, которого СМИ называли реальным владельцем скандально известного топливного контрабандиста – компании “Ливела”. Так вот, “за возвращение данного ресурса, – говорится в документе – в декабре 2014 г. Зубик В. В. вынужден был вступить в подконтрольную Игорю Коломойскому группу “Возрождение” (ранее – Экономическое развитие).
15 октября 2014 г. “Укртранснафтопродукт” документально обязался передать одной из компаний группы “Фактор” – “Укройлпродукт” – все арестованные в Херсоне “вещественные доказательства”. Без всяких аукционов и конкурсов, все – единому покупателю.
На своем сайте группа “Фактор” сообщает о себе следующее: “Фактор является одним из лидеров импорта нефтепродуктов. Нашей компанией успешно эксплуатируется сеть из 17 АЗС и 12 АГЗС в 9 областях Украины”. Принадлежит компания бизнесмену Сергею Тищенко. В 2006 г. он возглавлял ГП “Укрспецпостач”, которое тогда ОБЭП и ГПУ подозревали в контрабанде 7,4 тыс. т сахара-сырца на более чем $3 млн. Эта компания работала в тесной связке с другой госкомпанией – “Укррезерв”. Ею в 2005-2007 гг. руководил Сергей Пашинский.
“Укртранснафтопродукт” продал нефтепродукты компании Тищенко по цене ниже рыночной. Например, дизельное топливо по договору продавалось по 15500 грн./т, в то время как в октябре 2014 г. средняя рыночная цена составляла 18540 грн./т. Бензин А-92 достался “Фактору” по 16800 грн./т при средней рыночной цене 20900 грн., бензин А-95 Евро – по 16900 грн./т при средней рыночной стоимости 21020 грн./т. Убыток государства, по подсчетам СБУ, составил около 33 млн. грн. Приблизительно столько же могла заработать группа “Фактор”, поскольку топливо реализовывалось по вполне рыночным ценам.
Но на этом история не закончилась. 22 ноября 2014 г. был захвачен Одесский нефтеперерабатывающий завод (принадлежал компании Курченко “Ветэк”, сейчас предприятие находится под арестом). В записке утверждается, что завод захватывали бойцы подразделений “Гепард”, а также батальонов “Киев” и “Днепр”. Нефтепродукты достались “Фактору” снова по заниженной цене. Еще около 14 тыс. т нефтепродуктов, по данным СБУ, были оформлены, как “нетоварное вещество желтого цвета”, списаны и проданы за нал. Убытки государства возросли до 250 млн. грн., что по нынешнему курсу, более $10 млн. Именно столько, по словам президента Порошенко, Украина тратит в день на войну на востоке Украины.
Одна эта сделка могла бы на сутки избавить от финансовой нагрузки государство, 40 млн/ налогоплательщиков и зарубежных доноров. Вместо этого, после всех операций в пользу группы “Фактор”, с октября 2014 г. по февраль 2015 г. госкомпания заплатила в бюджет 1,85 млн. грн. – ничтожно малую сумму налога.
Уйти от налоговых обязательств за реализацию нефтепродуктов “Укртранснафтопродукту” позволила элементарная схема: все полученные деньги якобы были истрачены на нужды госпредприятия. Приведенный в аналитической справке СБУ пример таков: при официальной реализации нефтепродуктов “Укройлпродукту” в 400 млн. грн. “Укртранснафтопродукт” приобрело товаров и услуг у компании Тищенко на 387 млн. грн.
Все деньги, заработанные госпредприятием, по закону должны были оказаться на специальном счете “Укртранснафтопродукта” для определения их дальнейшего использования в судебном порядке. Вместо этого выручка легла на счета в “Фортуна-Банк”, который также входит в состав группы “Фактор”.
Бизнесмен Сергей Тищенко заявил, что его предприятие подписало контракт с госкомпанией вне конкурса, потому что больше никто его подписывать не хотел. “Задайте вопрос министерству, задайте вопрос директорству, задайте вопрос прокуратуре. Если есть злоупотребления, задавайте вопросы, – заявил он. – Все желающие могут зайти и подписать, никто не хочет: все игроки рынка, так или иначе, финансово были связаны с Курченко”, – заявил он. Схему реализации нефтепродуктов Сергей Тищенко считает “абсолютно прозрачной”. По мнению бизнесмена, “инсинуации” на эту тему возникают из-за того, что он инициирует борьбу с контрабандой нефтепродуктов, это “никому не нравится”. От бизнес-связей с Сергеем Пашинским Тищенко открестился. Он утверждает, что их связывает только взаимное уважение. “Если есть какая-то правильная идеология, я с Сергеем Пашинским советуюсь или, как минимум, обращаюсь и говорю: “Есть смысл в этом направлении работать”.
Вместе с тем, бизнесмен подтвердил факт своего давнего знакомства с главой парламентского комитета по обороноспособности. По словам Тищенко, отец Пашинского был директором школы, которую он заканчивал, и потом они вместе работали на Виктора Ющенко на президентских выборах 2004 г. в Житомирской области. Также известно, что в 2014 г бывшая жена Тищенко Елена была устроена на работу в администрацию президента Украины, возглавляемую на то время Сергеем Пашинским. На своей должности Тищенко должна была заниматься вопросами, связанными с возвратом активов беглых украинских чиновников. В том числе Тищенко была одним из авторов постановления о процедуре реализации конфискованных у Курченко нефтепродуктов.
Без поддержки правоохранительных органов Тищенко и компания не смогли бы получить контроль над нефтепродуктами Курченко. В аналитической записке СБУ утверждается, что группе “Фактор” помогал бывший заместитель министра внутренних дел и руководитель Главного следственного управления Виталий Сакал. Он был уволен со своей должности в конце апреля после скандала с обысками в квартире руководителя департамента по вопросам люстрации Минюста Татьяны Козаченко. Сакал был в числе высших руководителей министерства, которые подлежали люстрации.
Было ли возможно такое содействие без одобрения министра внутренних дел Арсена Авакова? Министр внутренних дел обещал ответить на вопросы, связанные с делом конфискованных нефтепродуктов Курченко, а также по поводу участия в этой операции добровольческих батальонов. Пока комментарий от него так и не поступил.
Сергей Пашинский считает, что против него начата кампании по дискредитации из-за депутатского запроса его коллег по фракции. Речь идет об обращении к Генпрокурору народных депутатов-однопартийцев Татьяны Черновол, Андрея Левуса, Сергея Высоцкого. Нардепы потребовали от Виктора Шокина начать расследование в отношении депутатов Юрия Бойко, Александра Онищенко и Игоря Еремеева по подозрению в коррупции. “Мы с народными депутатами начали работу по нескольким направлениям – контрабанда топлива, мы не дали откачать дизельное топливо из нефтепродуктопровода российской компании, – рассказывает он. – В настоящее время также проверяем факты того, что контрабанду топлива «крышует» один из заместителей СБУ Юрий Артюхов”.
В подтверждение своих слов Пашинский пообещал передать редакции “Украинской правды” документы, которые свидетельствуют о коррупции чиновников нефтегазового сектора и участников рынка. (Украинская правда/Химия Украины и мира)