Рынок шин ожидает падение на 20% в 2015 г., главным образом по причине его высокой зависимости от объема продаж новых автомобилей. Такой прогноз делает маркетинговая компания GfK по результатам анализа продаж ритейлеров в городах с населением более 500 тыс. человек в нескольких российских регионах.
Как отмечается, спад на рынке шин начался в 2014 г. – падение продаж тогда составило 17,5% в количественном выражении (15,2% в стоимостном) по сравнению с 2013 г.. При этом в 2011-2012 гг. рынок демонстрировал быстрый рост продаж; в 2013 г. показатели оставались стабильными.
Основная причина падения рынка – снижение спроса на новые автомобили. Согласно прогнозам GfK, рынок летней резины будет стагнировать меньше, чем рынок зимней, поскольку продажи зимних шин напрямую зависят от объема продаж новых автомобилей. В предыдущие годы постоянно возрастающим спросом пользовались покрышки для колес с диаметром диска 17 и более дюймов. Это можно объяснить обновлением автопарка россиян: набирающие популярность автомобили с большим диаметром колес требуют соответствующих шин. В GfK ожидают, что эта тенденция продолжится в 2015 г.
Упомянутые факторы приведут к равновесию, однако без изменений рыночной структуры, видимо, не обойдется, изменятся доли брэндов на рынке. Аналитики ожидают активную ценовую конкуренцию среди зарубежных производителей и появление новых возможностей для производителей локальных. Компании, способные предложить потребителям привлекательные цены, окажутся в выигрыше и смогут увеличить присутствие на рынке, в то же время объемы продаж могут незначительно снизиться даже у самых успешных брэндов.
Что касается каналов поставок, то от большого числа небольших торговых точек российский ритейл переходит к небольшому числу крупных магазинов, чье присутствие на рынке достаточно обширно. Продажи шин в сетевых магазинах и супермаркетах растут год от года, что объясняется низкими ценами, однако ассортимент в крупных магазинах уступает в разнообразии специализированным ритейлерам. Однако ситуацию на рынке шин определяет сейчас не концентрация торговых точек, а конкуренция со стороны онлайн-ритейлеров. В 2014 г. объем проданных через Интернет шин увеличился до 25%, это, по оценкам GfK, далеко не предел, доля онлайн-продаж будет продолжать расти. (Аналитическое агентство «Автостат»/Химия Украины и мира)