Генеральный директор Союза производителей полимерных профилей для светопрозрачных конструкций (СППП) Сергей Русин разъяснил основные тренды на внутрироссийском рынке этой продукции. Основной из них – нарастание ценовых диспропорций между сырьевым и “готовым” сегментами, способных ввергнуть в затяжной кризис данную отрасль.
СППП был создан в марте 2011 г. ведущими компаниями-производителями (Veka, Deceuninck, Rehau, Profine, Exprof). Предприятия союза расположены в Центральной России, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Союз основной своей миссией видит создание цивилизованного рынка продукции; решает задачи, например, в сферах создания целостной нормативной базы, повышения качества проектных и строительных работ, продвижения инновационных технологий и соответствующих продуктов. Совокупный объем производства компаний, входящих в союз, достигает 50-60% от всего рынка ПВХ-профилей.
СППП сравнил ценовую динамику в сегментах ПВХ-окон и ПВХ-сырья, использовав данные участников союза. Если рассматривать долю ПВХ-профиля в совокупном потреблении (ПВХ-эмульсионный и ПВХ-суспензионный), то доля “профилистов” составляет от 34% до 43%. На протяжении последних 4 лет на этом рынке прослеживается ценовая динамика, отрицательная для отрасли. Средняя стоимость 1 т ПВХ-сырья с 2012 г. по 2015 г. выросла вдвое в рублевом эквиваленте. При этом общее падение объема производства (продаж) рынка ПВХ-конструкций в России по итогам тех же лет составляет 34%, а стоимость 1 кв. м ПВХ-окна практически не выросла. Такая тенденция показывает, что на рынке ПВХ-конструкций присутствует жесточайшая конкуренция, не позволяющая скорректировать цены в зависимости от роста цен на ПВХ-сырье.
Динамика цен 1 кв. м ПВХ-окна за 4 года наглядно демонстрирует, что данные за 2015 г. не отличаются от динамики прошлых лет. Тогда как ценовая динамика на ПВХ-сырье отличается. Точнее, цены на ПВХ-сырье в конце 2014 г. “взлетели” и удерживали тренд роста до конца 2015 г. За 2012-2015 гг. разница между минимальной и максимальной ценой составляет только 13,7%. Причем эта разница возникает в основном из-за регионального фактора. Если же сопоставлять данные отдельно взятого региона, ценовая разница будет существенно меньше. Что касается стоимости ПВХ-сырья, то разрыв между минимальной и максимальной ценой достигает почти трехкратного значения.
По оценке СППП, оконный рынок ПВХ-конструкций находится в опасности. В условиях 2015 г. цены на российское ПВХ-сырье росли в основном по внешней конъюнктуре, а цены на ПВХ-окна подчинялись “диктату” внутреннего рынка. В результате возникла огромная ценовая диспропорция. А бремя компенсации этой диспропорции вынужденно взяли на себя производители профилей. Но это уже предельная диспропорция: в дальнейшем может наступить коллапс отрасли, потребляющей крупные объемы ПВХ.
Пришло время основным игрокам обсудить, что каждая из сторон может сделать, чтобы смягчить столь опасный тренд. Может быть, для этого придется частично поступиться “сиюминутными” узкокорпоративными интересами ради будущего стабильного развития рынка и отрасли. (Rcc/Химия Украины и мира)