Директор специальных проектов научно-технического центра “Психея” Геннадий Рябцев поясняет, что девальвация гривны на каждые 10 коп. приводит к обоснованию для поднятия цен на бензин на 7 коп. Следовательно, если 17 января доллар (по курсу НБУ) продавали по 24,1 грн., а 17 февраля – по 27 грн., есть основания для того, чтобы бензин подорожал почти на 2 грн.
При этом за январь бензин подешевел. Одна из главных причин – снижение стоимости нефтепродуктов на мировых рынках. Несмотря на это, как отмечает Г. Рябцев, бензин будет дорожать, так как нефтепродукты приходится покупать за доллары, налоги платить в евро, а продавать топливо на АЗС – в гривнах.
“Существует достаточно известное соотношение – любые 10 коп. девальвации гривны при двухнедельном усреднении приводят к экономическому обоснованию для повышения цены на 7 коп. Например, за 2 недели гривна подешевела на 10 коп. После этого появляются экономические предпосылки на подорожание бензина на 7 коп. в течение следующих 2 недель”, – рассказывает эксперт. Причин для роста цен на бензин две: акциз на топливо 1 января повысили на 13%, а доллар за месяц подорожал на 2,9 грн. (по курсу НБУ).
Сейчас в Украине “мертвый сезон” – продажи топлива сократились, а автозаправки в основном зарабатывают не за счет высоких цен, а благодаря большому количеству клиентов. Кроме того, часть рынка от уплаты налогов уклоняется, следовательно, эти продавцы имеют возможность получать сверхприбыль и устанавливать нерыночные цены на бензин. “Политика состоит в том, чтобы привлечь как можно больше потребителей при минимизации маржи. Все больше компаний работает за счет оборота. Все-таки топливо может подорожать меньше, чем это экономически обосновано. Ряд сетей торгует бензином по ценам ниже себестоимости, это означает, что они не платят налоги и сборы в полном объеме”, – поясняет директор специальных проектов научно-технического центра “Психея”. (МинПром/Химия Украины и мира)