После того, как большая часть экономических санкций была снята с Тегерана в январе, мировые нефтетрейдеры начали заключать бартерные сделки с Национальной иранской нефтяной компанией (NIOC), в рамках которых в Иран поставляется востребованный бензин в обмен на высококачественную топливную нефть.
Трейдеры Vitol и Glencore, например, получили право на покупку не менее 200 тыс. т в месяц иранской топливной нефти с марта по май. “Крупные трейдеры возобновили поставки бензина в Иран вскоре после того, как с Ирана были сняты санкции. Вместо выплат наличными Иран платит топливной нефтью”, – заявляет анонимный источник в Иране.
Бартерные сделки, которые, по словам иранских источников, также заключаются с российскими компаниями, способствовали тому, что с рынка ушла вся нефть, которую планировалось вывести на экспорт в краткосрочной перспективе. “Больше нет дополнительной топливной нефти, доступной для экспорта в краткосрочной перспективе, так как она уже законтрактована”, – заявил источник. Еще один источник из Ирана отмечает, что Иран экспортирует 700-800 тыс. т топливной нефти в месяц в весенние месяцы начиная с конца марта, когда наступает теплая погода, в связи с чем сокращается количество топливной нефти, необходимой для выработки энергии в зимние месяцы. Были случаи поставки иранской топливной нефти напрямую в Сингапур, тем не менее, большая часть поставок, скорее всего, будет направляться в Фуджейру (ОАЭ) – хаб для хранения нефти, отмечают два источника в Сингапуре. После того, как нефть окажется в Фуджейре, она будет либо поставляться на местный рынок, либо будет смешана с другими сортами нефти, чтобы затем продаваться на другие рынки в Африке и Азии, отмечают трейдеры. Ходят слухи, что Glencore предложила топливную нефть Китаю с поставкой в апреле. Vitol и Glencore ведут деятельность в Фуджейре, что позволяет им использовать менее дорогие небольшие суда для поставок бензина в Иран или для отгрузки нефти из Ирана, согласно двум источникам в Иране.
В течение довольно длительного срока в Иране наблюдается нехватка бензина. Это связано с недостатком инвестиций в нефтеперерабатывающую промышленность. Спрос на автомобильное топливо, как правило, вырастает накануне иранского Нового года, когда движение на дорогах растет и спадает лишь к концу марта.
Иран является третьей крупнейшей по добыче страной-членом ОПЕК. Иран намерен нарастить экспорт нефти после того, как западные санкции были сняты в январе. Целью Ирана является возобновление поставок в европейские страны, которые до введения санкций были его ключевыми клиентами. (Нефть России/Химия Украины и мира)