За 2015 г. импорт легковых шин сократился на 31%, грузовых ЦМК шин – на 34% в силу падения национальной валюты. Российские компании смогли не только укрепить позиции на внутреннем рынке, но и продолжить экспансию на внешние, следует из ежегодного отчета компании Cordiant.
По данным российского шинного производителя, в 2015 г. на рынок страны были ввезены 13,76 млн. штук легковых шин. Основные объемы в структуре импортных поставок пришлись на азиатские компании. Японские компании за нарастили долю импорта с 20% до 24%, корейские и китайские – сократили с 21% до 14% и с 15% до 12% соответственно.
Внешние поставки грузовых ЦМК шин за год снизились более чем на треть. При этом за счет импорта потребности рынка были покрыты на 66%. С 18 декабря Евразийская экономическая комиссия ввела антидемпинговые пошлины на поставки китайских грузовых шин в дополнение к действующим таможенным сборам в 10%. В результате на китайские шины взимается пошлина от 14,8% до 35,4% в зависимости от брэнда. Такими мерами предполагается поддержать российских производителей, которые за 2015 г. увеличили производство грузовых ЦМК шин на 40%. В частности, Cordiant нарастил выпуск на 96%, доведя загрузку мощностей до 80-90%. “Важно отметить, что произошло импортозамещение. В связи с ростом потребления ЦМК шин были заранее построены дополнительные мощности, в том числе на площадке Ярославского шинного завода. Два года назад АО “Кордиант” пустило новое производство. К 2015 г. мы сделали широкую размерную линейку, что позволило практически удвоить производство в 2015 г.”, – прокомментировал генеральный директор компании Дмитрий Соков.
На фоне сокращения импорта вырос экспорт грузовых ЦМК шин из России. Местные производители активно наращивали поставки за рубеж, в том числе в страны СНГ. Cordiant смог укрепить позиции на рынках Казахстана и Беларуси. В 2016 г. компания намерена выйти со своей продукцией на рынки США и Канады.
Представители Cordiant отмечают, что перспективным остается и российский шинный рынок, который чувствует себя уверенно, несмотря на падение продаж автомобилей. По итогам прошедшего года рынок новых автомобилей сократился на 36%, в 2016 г. он может сузиться еще на 16%. Производители шин сообщают о падении рынка легковых шин на 17%, ожидают снижения до 6% в 2016 г.
“У бизнес-сообщества есть устойчивое представление о том, что шинный рынок напрямую связан с рынком автомобильным. На самом деле на емкость шинного рынка новые автомобили оказывают влияние на около 20%. Рынок шин имеет меньшую волатильность, чем рынок автомобилей. Он более стабилен”, – отметил Д. Соков. Также сказывается фактор отложенного спроса: замена шин требуется большому количеству автомобилей, которые были куплены в 2011-2013 гг. (rupec.ru/Химия Украины и мира)