Центр обеспечения производства ПАО “Укрзализныця” (ЦОП) уже неделю не комментирует вопрос закупочных цен на дизельное топливо. Также без ответа остается письменный запрос касательно уровня действующих закупочных цен на ДТ. Телефоны ЦОП не отвечают.
В этой связи есть все основания считать, что на данный момент продолжает действовать цена 16850 грн./т, которая была согласована ЦОП с поставщиком в лице “Вог Аэро Джет” 29 марта 2016 г. Данную стоимость можно считать завышенной, поскольку рыночные цены в апреле значительно снизились и на 18 апреля составляют в среднем 16310 грн./т. Таким образом, крупнейшая государственная транспортная компания уже 3 недели переплачивает по самой большой статье своих затрат.
“Есть все основания утверждать, что железная дорога уже три недели закупает дизельное топливо по завышенной цене, на 500-800 грн. выше рынка. При этом, когда цена на рынке падает, мы почему-то не видим той расторопности, с которой ответственные чиновники повышали цены закупки на этапе роста рыночных цен в марте”, – говорит Сергей Куюн, директор “Консалтинговой группы А-95”. По его мнению, засекреченность информации о закупочных ценах на топливо усиливает уверенность в наличии коррупционной составляющей в данном процессе.
Ранее сообщалось, что WOG и Центр обеспечения производства ПАО “Укрзализныця” (ЦОП) в течение третьей декады марта дважды пересмотрели закупочные цены в сторону повышения, в результате чего они выросли на 21% – с 13950 до 16850 грн./т. Повышение объяснялось ростом рыночных цен. С момента подписания договора на поставку ДТ с “Вог Аэро Джет” 18 марта средняя рыночная стоимость дизтоплива снизилась на 700 грн./т до 16310 грн./т. В отдельные дни котировка падала до 16000 грн./т.
Практика пересмотра цен применялась “Укрзализныцей” и WOG неоднократно, а в последнее время создает почву для массовых злоупотреблений во время проведения тендеров на закупку топлива госпредприятиями. Наиболее показательный случай был отмечен осенью 2015 г., когда “Укрзализныця” и “Вог Аэро Джет” подписали допсоглашение о повышении цены на следующий день после подписания основного договора. В связи с участившимися случаями подобных злоупотреблений прогрессивные участники рынка и эксперты выступают за внедрение формульного ценообразования на тендерах “Укрзализныци” и Минобороны по приобретению нефтепродуктов с привязкой к котировкам независимых котировальных агентств. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)