Накануне встречи стран-экспортеров нефти российские власти не соглашаются на реальное сокращение добычи или снижение нефтяного экспорта, хотя ограничение вывоза нефти при плановом росте ее добычи теоретически могло бы насытить внутренний рынок дешевым топливом. И тогда Россия перешла бы в группу нефтедобывающих стран с дешевым бензином – таких как Саудовская Аравия, где литр бензина в пересчете на российскую валюту стоит меньше 20 руб., или Кувейт, где бензин стоит около 23 руб./л. Эксперты говорят, что такой “маневр” – сократить экспорт, а не добычу – не выгоден для российского бюджета.
Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) настаивает на том, что для поддержания нефтяных цен Россия тоже должна сократить добычу. Позиция Москвы принципиальна: большее, на что готова пойти страна, – это заморозка добычи на текущем уровне. Тем более, что даже такой вариант, как пояснил глава Минэнерго Александр Новак, на самом деле будет равноценен сокращению. “Если будет принято решение сохранить добычу на текущих уровнях при плановом росте, то для нас это, по сути, будет сокращение на 200-300 тыс. барр./сутки”, – сказал он.
Как пояснил аналитик “Сбербанк CIB” Валерий Нестеров, имеется в виду следующее: “Текущий уровень добычи – 11,2 млн. барр./сутки – это 560 млн. т/год. В этом году у нас будет добыто не меньше 545 млн. т. По всем планам у нас был рост добычи до 2019 г. Наш потенциал – дойти до 570-580 млн. т. Хотя, конечно, многое зависит от налогов, цен на нефть, вложений”. С одной стороны, заморозка на текущем уровне позволяет России добывать рекордные объемы нефти. С другой стороны, потенциально страна могла бы добывать в будущем еще больше, но компаниям придется зажимать производство, чтобы уложиться в уровень заморозки.
Ранее появлялись новости о готовности ОПЕК сократить добычу на 4%. Представители Венесуэлы затем называли конкретные цифры. “Страны ОПЕК готовы сократить добычу на 700 тыс. барр./сутки до 32,5-33 млн. барр./сутки. Страны, не входящие в ОПЕК, добывают около 16 млн. барр. в сутки. Мы предлагаем странам вне ОПЕК скоординироваться и снизить добычу примерно на 400-500 тыс. барр./сутки, то есть примерно наполовину от сокращения ОПЕК”, – призывал министр нефти Венесуэлы Эулохио дель Пино.
При этом некоторые экспортеры полагают, что требования ОПЕК к странам вне картеля, а значит в том числе к России, будут более жесткими. “Можно ожидать, что страны ОПЕК могут потребовать у не членов организации сократить объем добычи в следующие 6 месяцев, начиная с 1 января 2017 г., на 880 тыс. барр. из общей суточной добычи”, – цитирует министра энергетики Азербайджана Натига Алиева Reuters. Хотя Александр Новак сообщил, что он не слышал о предложении сократить добычу на 880 тыс. барр./сутки.
Информагентства напоминают, что странам-экспортерам пока только предстоит прийти к окончательному решению по совместному сокращению нефтедобычи. Встреча экспортеров должна пройти в Вене.
Как уточняет Алиев, добиться балансировки рынка ограниченному кругу стран будет почти невозможно: одного участия ОПЕК и некоторых государств вне картеля для этого мало. По его словам, в переговорах должны также участвовать США, Великобритания, Китай, Индия, Вьетнам, Судан, Сирия и некоторые другие страны.
Пока ОПЕК давит на Россию, добиваясь ограничения нефтедобычи, Москва теоретически могла бы подготовить встречное предложение – сократить не добычу, а экспорт нефти. И теоретически это могло бы привести к следующему: перенаправлению сырья на внутренний рынок, увеличению объемов переработки, росту предложения бензина и снижению цен на него, в том числе для розничного потребителя.
Сейчас внутренние потребительские цены на бензин стабильно растут. По данным Росстата, в январе-сентябре бензин автомобильный подорожал в целом по стране на 5,4% по отношению к тому же периоду 2015 г. Годом ранее бензин в России дорожал на 6,3%. Такой рост отставал от официального уровня инфляции. Однако если сравнивать Россию со другими нефтедобывающими странами, то бензин в РФ стоит несопоставимо дорого. Так, по данным портала GlobalPetrolPrices.com, в Саудовской Аравии литр бензина в перерасчете на российскую валюту сейчас стоит около 16 руб., в Туркменистане, Алжире – 18 руб., в Кувейте – около 23 руб., в Эквадоре, Иране, Катаре – 25-26 руб., в Казахстане – почти 28 руб. А в России, по данным Росстата, бензин автомобильный в сентябре стоил в среднем по стране 36,25 руб./л.
Самое дешевое топливо для внутренних потребителей в Венесуэле. Сейчас литр бензина там стоит менее 1 рубля, сообщает GlobalPetrolPrices.com. Причем такая цена установлена после случившегося впервые за последние почти 20 лет удорожания бензина. В феврале 2016 г. президент Венесуэлы Николас Мадуро объявил о повышении цен на бензин примерно в 14-60 раз в зависимости от марки. Но есть нефтедобывающие страны и с более дорогим, чем в России, бензином. Например, в Норвегии литр стоит сейчас почти 110 руб.
Эксперты не верят в оздоровительный эффект от сокращения экспорта при плановом росте нефтедобычи. Теоретически можно было бы перебросить дополнительный объем добытой нефти на нефтеперерабатывающие заводы, говорит Валерий Нестеров. “Если увеличить поставки нефти на НПЗ, тогда цена этой нефти снизится и улучшится экономика переработки. Впоследствии это могло бы привести к росту экспорта нефтепродуктов. Но проблема в том, что мы продолжаем производить слишком много мазута, который в Европе не востребован. На мировом рынке обострилась конкуренция, спрос на наше топливо невысок”, – замечает Нестеров.
По данным официальной статистики, экспорт нефти вырос в натуральном выражении на 5,5% за январь-сентябрь 2016 г. по отношению к тому же периоду 2015 г. Одновременно с этим на переработку поступило почти на 3% меньше нефти, чем годом ранее. Нестеров уточняет, что после налогового маневра нефтяным компаниям сейчас выгоднее экспортировать нефть, а не продукты нефтепереработки. Не ждет эксперт и снижения цен на бензин, которые во многом зависят от налоговой политики государства. Как следует из его объяснений, даже при дешевой нефти растущие цены на бензин остаются надежным способом пополнить казну. Так что единственное, чего можно было бы ожидать, – лишь более медленного, чем сейчас, роста цен.
Цены на бензин не снизятся в любом случае, соглашается директор московского офиса компании Urus Advisory Алексей Панин. Он перечисляет причины: “Бензин – это продукт нефтепереработки, на который переизбыток первичного сырья влияет лишь косвенно. У российских НПЗ есть свои пределы производительности. Рынок бензина в России имеет ярко выраженные олигопольные и даже монопольные черты (например на Дальнем Востоке), поэтому цены в любом случае будут поддерживаться искусственно. Наконец, не стоит переоценивать рентабельность бензиновой розницы: доходность торговли бензином составляет всего несколько процентов, в то время как рентабельность продуктовой розницы на заправках может доходить и до 30%”.
“Что касается внутренних цен на бензин, то я не ожидаю, что они начнут снижаться, даже если на рынке образуется больше российской нефти. В России весьма неконкурентоспособный в этом плане рынок, чтобы цены стали снижаться. А целесообразности снижать цену директивно нет, так как сейчас бюджет к выпадению данных доходов не готов”, – считает ведущий специалист компании “Алор Брокер” Евгений Корюхин.
Хотя некоторые эксперты уверяют, что на самом деле рост цен на бензин мог быть еще выше. Не все эксперты также поддерживают тезис о монополизации рынков. Аналитик компании “Финам” Алексей Калачев приводит пример: “В розничной цене бензина Аи-92 около 20% составляют акцизы. В текущем году акцизы на моторное топливо дважды повышались. Общий рост акциза составил почти 63% – до 7,55 руб./л. Доля акциза в цене бензина выросла в 2016 г. почти на 2,9 руб., что должно было толкнуть цены на заправке вверх на 8,5%. Однако, по Росстату, с начала года бензин подорожал всего на 3,5%”. Эксперт продолжает: “Вертикально интегрированные нефтяные компании, имея в своем составе добычу, переработку и автозаправки, пока могут перераспределять издержки внутри своих подразделений и сдерживать рост цен на топливо. Потому что конкуренция. Потому что покупательная способность населения не растет”. По словам Калачева, сокращение экспорта вместо добычи приведет к двойным потерям бюджета – на экспортных пошлинах и на налогах.
Но о потенциальной выгоде россиян – покупателей бензина и тех товаров, в цене которых заложена стоимость грузоперевозок, многие эксперты почему-то почти не вспоминают. (Rcc/Химия Украины и мира)